24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Жизнь лесбиянок в Беларуси

25 января 2011

По ряду причин, презентация книги моей подруги состоялась на закрытой вечеринке для девушек нетрадиционной сексуальной ориентации. Подруга предупредила заранее о том, для кого проводится вечеринка, дабы удостовериться, что никаких негативных эмоций в отношении лесбиянок я не испытываю. Нет, мне всё равно, и у нас с подругой традиционная ориентация. Было забавно, что на вечеринке нас принимали за лесбиянок (что логично, раз мы там), девушки кидали взгляды, рассматривали, кто-то слегка улыбался. Еще забавнее мне стало, когда, перед клубом  я «повисла» на шее моего молодого человека, и нас рассматривали так, словно я совершаю что-то весьма нестандартное. Довольно странно находиться в обществе, где «гетеросексуальные» объятия удостаиваются взглядов, но не «гомосексуальные».  

Все слышали стандартное мнение, что внешне лесбиянки – мужеподобные бабы с короткой стрижкой и со спортивным стилем. Начала приглядываться к публике на вечеринке, однако она была весьма разношерстна: были и совсем молоденькие, женственные девушки, и намеренно мужеподобные дамы. В итоге я пришла к выводу, что лично я внешне ни как не могу отличить лесбиянку от нелесбиянки. Так что стереотипные представления относительно таких девушек имеют под собой не много оснований. Хотя ни одной дамы в платье, кроме своей гетеросексуальной подруги,  я не увидела.

Возник вопрос - как эти несколько десятков женщин смогли отказаться от мужчин? Какие такие социальные, биологические или психологические факторы подталкивают к отказу от традиционной сексуальной ориентации?

Около трех тысяч лет назад, в древней Греции, считалось, что сексуальные ласки между женщинами   - явление более этичное и благородное, чем отношения между женщиной и мужчиной. Такое отношение стало толчком к расцвету лесбийской любви, или сапфизму. На протяжении всей истории ситуации отношений между женщинами встречались, и отношение к ним было разным, но чаще резко негативным.

Сейчас существует много различных мнений относительно того, что именно является причиной гомосексуальности, большинство из них сводится к гормональным нарушениям, повреждениям участков головного мозга, гомосексуальному совращению в детстве, расстройствам эндокринной системы, наличию психоэмоциональной травмы, перенесенной, опять-таки, в детстве. А 1993-м году группа американских исследователей во главе с профессором Дином Хамером объявила, что гомосексуализм обуславливается наследственностью. Если поговорить с девушками с нетрадиционной ориентацией, то большинство из них вряд ли скажет Вам, почему именно они такие. Многие отмечают, что испытывали «тягу» к своему же полу с самых ранних лет, а уже в подростковом возрасте или даже старше смогли более-менее идентифицировать себя. Часть девушек, наоборот, пыталась строить отношения с мужчинами, однако они упорно не «клеились» по ряду причин, в том числе из-за отсутствия должного желания сексуальной близости с мужчиной, и, в итоге, попытка отношений с женщиной «расставляла всё на свои места».

Наталья, 27 лет: «Я  живу с подругой шесть лет, и вообще-то не задумывалась о том, почему предпочитаю женщин. Просто живу т.к. есть сильные чувства к этому человеку. Возможно, всё из-за того, что мужчины не могут показать нам нужного понимания, не говорят нужных слов, нет той отдачи, какой бы хотели». Екатерина, 22 года: «Я встречаюсь с девушками довольно долгое время, и считаю, что пытаться понять, почему не такая как все не особо нужно. Уже в лет 15 я заметила, что мальчики меня не интересуют, а гораздо интересней и приятней проводить время с подругой. Правда, объяснить родителям, почему я такая, почему моя жизнь такая, - это было трудно». Анна, 24 года: «У меня возникло глубокое чувство к лучшей подруге. Я призналась ей в любви, пыталась добиться ее взаимности... И все это время у меня были парни, правда, не постоянные. Но однажды чуть не дошло до замужества. А потом я познакомилась со своей нынешней подругой».

Существует масса споров относительно того, насколько то, что некоторые девушки относят  себя к лесбиянкам, правдиво и реально. Зачастую это дань какой-то определенной моде (по крайней мере, так было лет 10-7 назад, на волне популярности групп вроде «Тату» и пр.), желание выделиться, просто желание попробовать что-то новое. В итоге проблема возникает непосредственно у женщин, действительно имеющих нетрадиционную ориентацию. Карина, 32 года: «трудно встретить тех девушек, которые действительно этим живет, а не просто кидает понты. Я уже почти 2 года живу с такой малышкой. Знаю, что как-то бороться смысла нет: она взрослеет и, возможно, как это часто бывает, придет понимание, что она обыкновенная. Так что мне остается только ждать, пока она не определится». Татьяна, 19 лет: «С мужчинами все по-другому. Как-то грубо». Екатерина, 19 лет: «я встречалась с парнями, но как-то всё мне не нравилось. Всё всегда было предсказуемо и пресно, и они мне очень быстро надоедали. В итоге я поняла, что мне нравятся девушки». Девушкам по 19 лет. Все-таки возникает резонный вопрос, сколько мужчин у них было к этому возрасту, чтобы так легко говорить о том, что мужчины не нравятся. Кстати, на вышеупомянутой вечеринке я также обратила внимание, что возраст большинства девушек – около 20. Да, современные подростки рано начинают половую жизнь. Но все-таки 19-20 летнему возрасту гораздо более свойственно стремление к эпатажу и новизне, нежели глубокое осознание своей сексуальности.

 

А теперь перейдем более серьезным проблемам ЛГБТ-сообщества (т.е. сообщетсва сексуальных меньшинств, к которым относятся лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры). В Беларуси гомосексуалы все чаще стали заявлять о соблюдении своих прав со стороны остального населения и государственных учреждений. Но эти действия гомосексуалов, зачастую, вызывают только более негативное отношение, высказывания и призывы со стороны негативно настроенных граждан Беларуси, политических организаций, партий. По данным мониторинга дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Республике Беларусь, проведенного Гей Альянсом Беларуси в 2009-м году, уровень дискриминации по признаку сексуальной ориентации, а также негативное отношение к людям с нетрадиционной ориентацией носит массовый характер, что подтверждается различными исследованиями. Большая часть случаев дискриминации граждан с нетрадиционной сексуальной ориентацией остаются неизвестными. Основная причина этого – негативное отношение к данной группе общества в целом, а также правоохранительных органов, которые в ряде случаев сами демонстрируют негативное отношение. Еще одна причина, почему факты насилия и дискриминации так редко поддаются огласке – это закрытость сообщества ЛГБТ.

 «В настоящее время, в Республике Беларусь положение гомосексуалов, бисексуалов и транссексуалов неоднозначное. С одной стороны, в стране нет прямых угроз для данной категории граждан, однако, в белорусском обществе преобладают тенденции негативного отношения к ЛГБТ. В Беларуси не разработаны законодательные акты, направленные на защиту правгомосексуалов от дискриминации, а любые предложения о создании подобных документов, встречают агрессию и непонимание», - говорится в отчете по результатам мониторинга ситуации в Беларуси.

В Беларуси гомосексуальная пара не имеет права усыновлять ребенка. При разводе супругов, обычно суд оставляет ребенка жить с матерью, однако, если становится известно, что мать ребенка нетрадиционной сексуальной ориентации, то суд отнесется к этому факту как к нежелательному для ребенка. Согласно большинству мнений, ребенок, воспитываемый в гомосексуальной паре, может вырасти также с нетрадиционной ориентацией. Однако в январе этого года были опубликованы данные Национального лонгитюдного исследования лесбийской семьи в США, которые опровергают вышеприведенное мнение. Итак, согласно исследованию, в котором было опрошено 78 17-летних подростков, выросших в лесбийских семьях, 0% среди опрошенных, подвергались какому-либо насилию в семье. Цифра и так впечатляет, но особенно в контрасте с общим показателем (т.е. всех семей вне зависимости от сексуальной ориентации родителей) – 26% подростков подвергались физическому насилию, 8% - сексуальному. Что касается опасений, что ребенок последует примеру родителя в отношении нетрадиционной сексуальной ориентации, то только 2.8% опрошенных считают себя геями или лесбиянками.

В Беларуси ЛГБТ-сообщество подвергается различного рода прессингу. Например, запрещают проведение мирных публичных акций. Так, например, в мае 2010 года так и не состоялся славянский гей-прайд в Минске. Опрос общественного мнения, проводимы лабораторией «Новак» среди 1100 человек от 18 до 27 лет, показал, что 42 % минчан  не против подобных публичных акций представителей сексуальных меньшинств, однако против этого 57,7 % минчан. Более того, как сообщается в отчете по результатам мониторинга Гей Альянса Беларуси, «некоторые члены Парламента высказывают мнение о возвращении уголовного наказания в стране за гомосексуализм, статьи, которая была отменена в середине 90-х годов. Также одна из парламентариев предложила ограничить права гомосексуалов на работу в образовательной сфере, работу в образовательных учреждениях». Что касается СМИ, то их большинство вообще ни как не освещает различные ситуации сексуальных меньшинств.

Примечательно, что сексуальные меньшинства не получают должной поддержки ни со стороны правительства, ни со стороны оппозиции. Например, в феврале 2009-го года, представительно «Молодого Фронта» Д. Дашкевич отклонил просьбу правозащитного проекта «ГейБеларусь» об участии в акции «Молодого Фронта» «Любви! Свободы! Перемен!», приуроченной ко дню всех влюбленных. А в апреле по инициативе партии БНФ представителей ЛГБТ-движения отказались включать в состав чернобыльского шествия во время «Чарнобыльскага шляху 2009».

Общественный портал лесбиянок Labrys.by приводит следующие данные относительно гомофобии: «Около 25 % молодых людей, проживающих на территории СНГ сказали, что "ненавидят людей нетрадиционной ориентации" и считают, что "с ними нужно бороться любыми способами" (среди девушек так ответили только 3 %).  13 % юношей и 5 % девушек сказали, что эти люди их «раздражают» и «их нужно принудительно помещать в специализированные учреждения». 

Также «Labrys» провел исследование в интернете, в ходе которого было опрошено 200 девушек с целью выяснить, как чувствуют себя женщины с нетрадиционной сексуальной ориентацией в Беларуси.  Выяснилось, что возраст наиболее активной части лесбийского сообщества  - 18-30 лет. Знакомства с представительницами своей ориентации в сети интернет опрошенные чаще всего завязывают в интернете (29.2%), на ЛГБТ-мероприятиях (28%), через знакомых (13,5%). На знакомство на улице решается около 9% девушек.  Что касается удовлетворенности количеством общения с другими женщинами с нетрадиционной ориентацией, то довольны им 33.3%. 52.3% лесбиянок хотели бы, чтобы такого общения было больше. Совершенно не хватает общения с другими лесбиянками 14.3% опрошенных.  Одиноких девушек, находящихся в поиске партнера из опрошенных был 41.5%, а находящихся в длительных отношениях – 43.9%. Что касается желания завести совместного ребенка с настоящей или будущей партнершей, то оно присутствует у 61% лесбиянок. Дети от предыдущего гетеросексуального брака есть у 7.3% лесбийских семей Беларуси.

 

Какой-то итог всему вышесказанному подвести довольно сложно. Сексуальная ориентация – личное дело каждого. Вряд ли это то, про что можно говорить как о плохом или хорошем. Тем не менее, нормой традиционно считаются гетеросексуальные отношения, хотя бы в силу того, что именно от таких отношений появляются дети. Норм не бывает много или несколько. Невозможно изменить сексуальную ориентацию, действительно сформированную в силу каких-либо причин. Да и не нужно. Но юные девочки, лишь позиционирующие себя лесбиянками, таким образом, скорее, просто развлекаются, и вопрос насколько это нужно и правильно остается открытым.


Дарья Лапотко,  
журналист портала "103.by"

Этот сайт использует cookies
Понятно