Бактерии в моче — причины у женщин, детей, мужчин, что это значит и какое лечение

Состояние, при котором в моче обнаруживаются бактерии или бактериурия, в большинстве случаев указывает на развитие острой или подострой инфекции выделительных структур. Также регулярное появление бактерий в образец урины может случаться при хроническом течении инфекционно-воспалительного процесса в почках, мочевом пузыре, уретре.

Бактериурия как таковая не несет ключевой информации о характере патологического состояния. Но дает представление о происхождении проблемы. При проведении диагностики состояния, врачи обращают внимание не только на лабораторную находку, но и на сопутствующих симптоматику. Также проводятся дополнительные микробиологические тесты, чтобы понять, какой возбудитель создает проблемы и на какие лекарства он реагирует.

1. Пиелонефрит
  2. Цистит
  3. Уретрит
  4. Заболевания органов репродуктивной системы

Бессимптомное появление бактерий в моче

Бактериурия заслуженно считается признаком инфекционно-воспалительных процессов со стороны почек и прочих структур. В норме мочевыделительный тракт — система стерильная, микроорганизмов, инородных агентов там быть не должно. Но в клинической практике распространена ситуация, когда бактерии обнаруживаются, несмотря на отсутствие симптомов какого-либо заболевания и остальных признаков воспаления (лейкоцитоза и пр.). Подобное состояние называется бессимптомной бактериурией.

Оно встречается довольно часто, по разным оценкам:

• В 11-20% мужчин возраста 50+.
  • У 5-10% беременных.
  • У 2-5% здоровых женщин до наступления климакса.
  • У 7-12% детей.

У молодых мужчин бактерии в моче практически никогда не обнаруживаются. Это не нормальное явление.

Специальной дополнительной диагностики или лечения бессимптомной бактериурии не требуется. Это не заболевание и не патологическое состояние. Достаточно динамического наблюдения, проведения профилактических осмотров 1 раз в год. Если состояние вызывает опасения, поскольку пациент входит в группу риска, имеет смысл устранить инфекционный возбудитель, несмотря на отсутствие явных клинических признаков. Но это вопрос индивидуальный. Решать его должен профильный специалист, опираясь на особенности случая и собственный профессиональный опыт.

О патологиях, при которых в моче обнаруживаются бактерии

Обнаружение бактерий в образце может быть следствием не только бессимптомного поражения выделительных структур, но и недостаточно качественной подготовки к исследованию. Например, пренебрежения правилами гигиены половых органов.

Более чем в половине случаев бактериурия — это результат течения того или иного патологического процесса. Основной очаг может существовать на разных уровнях мочевыделительного тракта.

Пиелонефрит

Острое, подострое или хроническое воспаление тканей почек. Имеет инфекционное происхождение. В подавляющей части случаев — бактериальное. Сопровождается группой неспецифических, но очень неприятных проявлений: болями, резями, нарушениями мочеиспускания и не только.

Интенсивность клинической картины зависит от характера заболевания. Манифестация патологического процесса типично выступает наиболее тяжелым эпизодом за все существование болезни. Следующие, как правило, легче. Но не всегда.

Пиелонефрит требует обязательного лечения. С течением времени без достаточной коррекции он может перейти в почечную недостаточность, спровоцировать смертельно опасные осложнения.

Цистит

Цистит, как правило, прерогатива женщин. Причина в широком и коротком мочеиспускательном канале. Бактерии попадают в пузырь беспрепятственно, особенно при ослаблении местного иммунитета. Встречается цистит и у мужчин. И обычно протекает намного интенсивнее, с большим числом осложнений и гораздо раньше хронизируется.

Цистит или воспаление мочевого пузыря имеет бактериальную, реже — грибковую природу. Клиническая картина может быть как очень интенсивной, так и едва заметной. О тяжести патологического процесса это говорит не всегда.

Лечение цистита требуется во всех случаях и как можно раньше. Заболевание быстро переходит в хроническую фазу, с течением времени приводит к истончению стенок пузыря, и рубцеванию, из-за чего повышается вероятность спонтанного разрыва даже при малейшем физическом воздействии.

Уретрит

Уретрит — воспаление мочеиспускательного канала. Встречается у представителей обоих полов, но у мужчин в силу анатомических особенностей развивается в разы чаще. Как правило, клиника всегда хорошо заметна и мучительная для пациента. Наблюдаются боли, рези, жжение и выделения.

Провоцировать уретрит могут как представители неспецифической флоры (стафилококки, стрептококки, кишечная палочка), так и венерические инфекционные агенты. Без лечения велика вероятность образования участок сужения уретры, т.н. стриктур, которые будут мешать нормальному мочеиспусканию. У мужчин вероятность такого исхода выше, поскольку канал узкий и длинный.

Заболевания органов репродуктивной системы

Инфекции мужской половой сферы: орхит, эпидидимит, простатит. А также женских репродуктивных структур: цервицит, вагинит и пр.

Причина появления бактерий в моче — близость анатомических структур. Микроорганизмы примешиваются к урине при ее прохождении по мочеиспускательному каналу или сразу после выхода.

Весь представленный список с поправкой на болезни репродуктивных органов, встречается как у взрослых, так и у детей.

Типичная клиническая картина

Симптоматика бактериурии зависит от первичного заболевания. Наиболее часто проявления такие:

• Жжение и боли разной интенсивности в мочеиспускательном канале, пояснице, надлобковой области.
  • Повышение температуры тела до субфебрильных отметок и выше.
  • Слабость, разбитость — симптомы общей интоксикации организма.
  • Расстройства мочеиспускания. Слабая струя, прерывание, ощущение неполного опорожнения органа.
  • Ложные позывы посетить туалет.
  • Дискомфорт, чувство распирания в уретре.

Клинические признаки могут быть и другими: более обширными или незначительными по числу. Многое зависит не только от формы заболевания, но и от силы иммунного ответа, индивидуальных особенностей вплоть до болевого порога.

К каким врачам обращаться за помощью

При обнаружении бактерий в моче первый, к кому следует обращаться — уролог. Этот специалист занимается диагностикой и лечением патологий всей мочевыделительной системы. Если заболевание имеет чисто почечное происхождение, необходима помощь нефролога.

При заболеваниях женской репродуктивной системы имеет смысл обратиться к гинекологу. На самостоятельное разрешение ситуации рассчитывать не стоит.

Диагностика состояния

Диагностика проводится инструментальными и лабораторными методами. Основа обследования такая:

• Микроскопическое исследование образца.
  • Посев мочи.
  • Цитофлоуметрия.
  • УЗИ почек.
  • Мазок из уретры.

Остальные исследования назначают по ситуации.

Немного о лечении

Лечение бессимптомной бактериурии не требуется. Это не опасное состояние. Не считая случаев, когда есть непосредственные риски здоровью. Например, при иммунодефиците.

Если имеется клиника, следует выявить источник проблемы, найти очаг и санировать его. Это суть этиотропного лечения. Для восстановления нормального самочувствия могут применяться анальгетики, антисептики, противовоспалительные и прочие препараты.