24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Аутизм у детей: признаки и симптомы, причины, лечение аутизма

Аутизм у детей — это патологическое состояние психики, для которого характерна крайняя степень замкнутости и погруженности в себя. У ребенка появляются проблемы с развитием социальных навыков, проявлением эмоций, поведением и речью. Чем раньше патология будет выявлена, тем раньше специалисты начнут работать с ребенком. Полностью избавиться от аутизма невозможно, но специальная корректирующая терапия поможет максимально социализировать малыша, облегчить процесс его обучения и воспитания.

Причины развития аутизма

Аутизм является следствием различных нарушений в развитии головного мозга. Диагностировать данное психическое расстройство можно только у детей старше 2-х лет. В последние годы аутизм стал развиваться намного чаще, и врачи не могут выделить какой-то доминирующий фактор, который к этому приводит. Обычно речь идет о целом комплексе причин, который включает в себя:

  • Генетика. К развитию патологии могут приводить различные взаимодействия генов, а также их мутации.
  • Неправильный обмен веществ и сбои в гормональном фоне.
  • Последствия бактериальных или вирусных инфекций.
  • Слишком длительное употребление антибиотиков.
  • Воздействие химических веществ, в том числе и медикаментов, на организм будущей матери.

Причины развития аутизма еще изучаются. Однако уже удалось установить, что при наследственной предрасположенности для развития психического отклонения достаточно перенести сильный стресс, испуг или серьезное инфекционное заболевание.

Симптомы аутизма

Распознать признаки патологического состояния можно только, если внимательно наблюдать за поведением малыша. Вот самые явные проявления аутизма:

  • Нарушение речи. Одни дети не разговаривают вовсе, а у некоторых – речевые способности недостаточно развиты. В возрасте одного года малыши не гулят, по достижении двух лет запоминают обычно не больше 15 слов, а в три года почти не умеют комбинировать слова между собой. Есть другая отличительная особенность – дети, словно эхо, повторяют услышанные слова и фразы, часто придумывают свои собственные слова. Также аутисты всегда говорят о себе в третьем лице, никогда ни к кому не обращаются и игнорируют местоимения.
  • Не имеют эмоционального контакта с окружающими. Дети-аутисты не улыбаются, не стремятся к тактильному контакту с родителями и не смотрят в глаза. Когда ребенка хотят взять на руки или приласкать, они сопротивляются и стараются избежать этого. Со стороны эти дети ведут себя как слепые или глухие, так как не выделяют родителей среди других взрослых и не обращают внимания на то, что к ним обращаются.
  • Испытывают трудности с социализацией. Аутисты не любят находиться рядом с другими людьми, так как ощущают сильную тревожность и дискомфорт. Если кто-то явно начинает проявлять к ним внимание, они обычно убегают и прячутся. Они никогда не играют со своими сверстниками и не могут построить дружеские отношения, так как эмоции других людей остаются для них непонятными, также они не воспринимают правил игры. Только находясь в уединении, эти дети не переживают, что не умеют общаться.
  • Внезапные приступы агрессии. Они возникают, когда ребенок расстраивается или у него что-то не получается. Проявляются они истерикой и физической атакой. Агрессию аутисты могут направлять, как сами на себя, так и на окружающих.
  • Слабый интерес к игрушкам. Просто аутист не понимает, как ими играть. У таких детей нет способности к символическим действиям, так как они не обладают абстрактным мышлением. Они могут копировать чужие действия, но сами, например, не смогут имитировать приготовление еды в игрушечной посуде. Если они и проявляют интерес к игрушкам, то весьма нестандартно. Вместо того, чтобы катать машинку по полу, такие дети могут подолгу сидеть и крутить ее колесико, или же проявляют внимание к каким-то мелким деталям игрушек;
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Малышам сложно научиться одеваться самостоятельно, кушать, пользоваться туалетом. Наибольшую опасность представляет то, что ребенок не ощущает опасности при контакте с электроприборами, когда переходит дорогу и т. п.
  • Нетипичное пищевое поведение. Ребенок очень избирательно подходит к еде, никогда не станет пробовать новые продукты и выполняет понятные одному ему ритуалы, связанные с едой.
  • Стереотипность поведения. Аутисты могут долгое время повторять одно и то же действие (раскачиваются из стороны в сторону, бегают по кругу, вертят предметы в руках и т. п.). Это компульсивное поведение, для которого характерна приверженность к правилам и определенному распорядку. Если его нарушить, это вызовет сильные переживания и агрессию .
  • Аутизм у каждого ребенка проявляется индивидуально, поэтому в каждом конкретном случае симптомы могут отличаться. При легкой форме заболевания особенности поведения намного лучше поддаются коррекции, так что ребенок сможет учиться, развиваться и в будущем станет сформировавшейся самостоятельной личностью.

Диагностика

Есть три наиболее важных признака аутизма, на которые родителям нужно обратить особое внимание:

  • Трудности с социализацией;
  • Нарушения коммуникативных навыков;
  • Признаки стереотипного поведения.

В данном случае педиатр не сможет диагностировать аутизм, поэтому придется обращаться к другим специалистам. Обычно собирается медкомиссия, в которую входят невролог, психолог, психиатр. Также очень желательно присутствие узкого специалиста, который имеет опыт работы с аутистами.

Особенности лечения аутизма у детей

На ранних этапах аутизм хорошо поддается коррекции, для чего используют самые разные методики:

  • Работа со специалистами. С такими детьми занимаются психиатры, логопеды и педагоги. Они сосредоточивают свое внимание на имеющихся проявлениях расстройства и помогают скорректировать навыки социального взаимодействия, вербальной коммуникации, игровых навыков и т. п. В процессе работы также участвуют родители, дополнительно могут привлекаться другие специалисты.
  • Физиотерапия. Она включает в себя целый ряд самых разных процедур. Наилучшие результаты дают микрополяризация (на нервные клетки мозга воздействуют переменным током), гипокситерапия (ребенок через маску вдыхает воздух, максимально похожий по составу на горный), слуховые тренировки по методу Томатис. Также детям назначается массаж, лечебная физкультура, проводятся специальные тренировки для стимуляции работы мозжечка, использование интерактивного метронома, чтобы ребенок научился чувствовать время, упорядочивать движения и информацию.

Аутизм у детей диагностируется все чаще, однако, при правильном подходе к проблеме можно минимизировать проявление специфических симптомов. Нельзя игнорировать чрезмерную замкнутость малыша, а также его необычное поведение. При наличии трех главных симптомов необходимо как можно раньше обратиться к специалистам. Комплексная терапия, основанная на современных методиках, поможет предотвратить дальнейшее прогрессирование аутизма и облегчит процесс обучения необходимым для ребенка навыкам, используя которые он сможет легче адаптироваться в обществе людей, усваивать новую информацию и развиваться.

Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie