24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Возвращение к человеческой сущности

24 октября 2011

Забота – это беспокойство о чем-либо или о  ком-либо. Это состояние, заключающееся в признании того, что другое человеческое существо является таким же, как я сам; в сопоставлении самого себя с другим, с его болью или радостью; в чувстве  вины, сострадания и осознании, что все мы стоим на одном общем основании  человечности. 

В первую очередь заботу характеризует общение матери и младенца, поэтому забота – это источник человеческой нежности. Биологически если бы мать не заботилась о ребенке, едва ли он смог прожить свой первый день. Известен такой феномен ранней депривации эмоциональным общением – если младенец не получает материнской заботы, он отодвигается  в угол кровати, замыкается, не развивается и остается в оцепенении.

Хайдеггер говорит о заботе как об основном определяющем феномене  человеческого  существования. Это забота о нашей человеческой сущности, самости, о взращивание себя, прежде всего в духовном смысле. Если человека ничего не заботит, он утрачивает свою человеческую сущность, она распадается. Поэтому когда сегодня говорят  об утрате  человечности, бездуховности – речь идет, в том числе об утрате способности  заботится, сострадать. Не зря распространенным лозунгом современности становится  «это ваши проблемы». Этим человек дистанцируется от других, заявляя  о том, что его мало заботит то, что происходит с другим.

Забота дает человеку толчок к действию, заставляет быть активными. Бренность человеческого существования делает заботу возможной и необходимой. Каждый из нас заботиться о своем физическом состоянии, социальном статусе, своей внешности и жилище. Поэтому, забота – это должный уход, проявление внимания.

Забота в отношении детей – это проявление любви, постоянное ее подтверждение. Ребенок   согревается в родительской  заботе, как в лучах солнца (вот  почему  в рисунках маленьких детей всегда присутствует солнце), это источник его роста, уверенности в себе и позитивной самооценки. Разлука маленького ребенка с матерью хоть ненадолго (например, детский сад) –  это своеобразная  «маленькая смерть». Поэтому встреча должна  сопровождаться радостью, объятиями, ласковыми прикосновениями, которые говорят  ребенку – я здесь, я рядом, я люблю тебя, ты – мой.  

Ребенок, который постоянно чувствует заботу родителей, доверяет миру, у него не формируется враждебность к окружению. Дети, о которых не заботятся должным образом, растут в атмосфере холодности и отчужденности,  у них формируется комплекс «Золушки», в дальнейшем   это может  породить   озлобленность и нелюбовь  к себе.   

Однако забота о детях - это не только должный уход и удовлетворение материальных потребностей. Хотя это также  немаловажно  в современных условиях. Это,  прежде всего внимание к эмоциональным потребностям детей, чуткость к их психологическому благополучию.  Ребенок замыкается и  молчит, отказывается от общения со сверстниками, с неохотой делает то, что раньше  доставляло радость или становится  излишне агрессивным – такое  поведение должно стать сигналом  к проявлению  особого  внимания и заботы о ребенке. Родительская интуиция подскажет, что происходит  с ребенком,  такое возможно только при отношениях доверия и самораскрытия.

При возникновении школьных конфликтов – с учителями, сверстниками, друзьями – ребенок должен знать, что семья – это его защита.  Пусть другие отнесутся объективно  и  беспристрастно, несправедливо,  иногда безжалостно.  Ощущение того, что тебя примут,  поймут, помогут дома, даже если ты не прав – должно сопровождать ребенка. Это не означает потакание его прихотям, игнорирование дурных поступков. Наоборот, серьезное восприятие проблем ребенка, совместное их обсуждение покажет ему вашу причастность, заинтересованность и создаст условия для дальнейшего доверительного общения.

Заботится о себе и о другом – это находить время для себя и для другого, быть внимательным  к своему внутреннему миру и миру другого человека, осознавать свои потребности и потребности другого, искать подходящие  способы удовлетворения этих потребностей. Хорошо, когда есть о ком или о чем позаботиться.

Ольшевская Элеонора Николаевна

Этот сайт использует cookies
Понятно