24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Почему антибиотики теряют свою силу?

13 апреля 2011

анАнтибиотики – это величайшее открытие современных медиков, победившее многие болезни, было сделано совсем случайно. Как-то раз английский микробиолог Флеминг обратил внимание на то, что в одном из экспериментальных сосудов помещенный туда стафилококк почему-то не развивается. И это несмотря на то, что условия для микроорганизма были созданы самые что ни на есть благоприятные. Задавшись вопросом почему так происходит, Флеминг обратил внимание на ничем не примечательную плесень, победившую до этого полностью всесильный стафилококк. Плесень назвали пенициллином. На дворе стояли двадцатые годы двадцатого века. Как только Флеминг понял, что именно он открыл, он осознал, сколько жизней теперь можно будет спасти. Кстати, сам ученый отказался патентовать свое открытие, считая, что антибиотик («анти» - против; «биос» - жизнь) – это достояние всего человечества.

Если бы пенициллин был открыт ранее, русская литература не потеряла бы Александра Сергеевича Пушкина, умершего от заражения крови. Русская музыка не лишилась бы Скрябина, не пережившего стафилококковый сепсис.

Прошло чуть менее сотни лет, и человечество, некогда получившее подарок в виде антибиотиков, навсегда рискует его лишиться. Почему?

Для начала скажу, что проблема теряющих силу антибиотиков настолько серьезная, что руководство Всемирной организации здравоохранения считает, что о ней должен знать каждый. С этой целью в этом году медики ВОЗ в День здоровья, отмечаемый во всем мире 7 апреля, заявили, что если не заняться антибиотиками сейчас, то завтра может быть уже поздно.

Так все же, почему антибиотики теряют свою силу? Почему человечеству нужны все новые и новые лекарства, когда раньше хватало одного только пенициллина? Парадоксально, но факт, проблема в том, что антибиотики слишком доступны.

Принимая лекарства по поводу и без, мы не только лишаем свой собственный организм возможности сопротивляться самостоятельно, мы также «обучаем» микробы. Однажды столкнувшись с одним лекарством, болезнетворные микроорганизмы его запоминают, а при новой встрече – дают полноценный отпор.

Для того чтобы вывести супербактерию, а именно так называются микроорганизмы, проявляющие большую сопротивляемость лекарственным средствам, многого не нужно. Всего лишь не допройти курс лечения, назначенный врачом. Согласитесь, знакомая ситуация: врач назначает курс лечения на семь дней, а мы, пропив назначенное им лекарство всего лишь несколько дней, прекращаем прием как только исчезнут болезненные симптомы. Для того, чтобы вирус «поумнел», достаточно, чтобы в организме осталась одна-единственная бактерия, выжившая после курса приема лекарств. «Узнав», как сопротивляться тому или иному лекарству, бактерия «запоминает» полученную информацию и передает ее другим микроорганизмам.

Супербактерии или суперинфекты передаются от человека к человеку. Общаясь со своими близкими, сидя на работе, обнимаясь, целуясь или просто даже разговаривая мы обмениваемся микробами. Развившись в одном недопеченном организме, суперифект переходит в другой.

Масштабы происходящего впечатляют. Если в самом скором времени не будут предприняты адекватные меры, то уже в ближайшем будущем человечество останется без адекватных лекарств. Нечем будет лечить СПИД, ничто не победит туберкулез… То, что когда-то так просто далось нам, я имею в виду сильнодействующие лекарства, просто навсегда исчезнет.

Кто виноват, в принципе понятно. Виноваты мы сами, не до конца когда-то осознавшие, что антибиотики – это не всегда так хорошо и замечательно, как нам казалось. А вот, что делать – вопрос все еще висит в воздухе. Представители ВОЗ уверены, что антибиотики должны стоить действительно дорого, чтобы ни у кого не появилось соблазна лечить ими простейшие инфекции. А еще они уверены в том, что нужно в срочном порядке менять отношение к антибиотикам. Начиная принимать то или иное лекарство, прописанное врачом, пациент просто обязан закончить полный курс. Обязан не только перед собой. Обязан перед всеми. А иначе, без пафоса, нам, возможно, просто не выжить.

Подготовила Ольга Минская

Этот сайт использует cookies
Понятно