Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Учимся легко! 5 полезных упражнений, которые подружат детей с буквами

Текст: Проль Екатерина, 10 июня 8492

Как выучить ненавистные правила, как запомнить словарные слова, как перестать пропускать буквы? Все эти проблемы решаемы. Необходимо только найти подходящий ключик к нужной двери.  

В Минске при содействии  инициативы «Дислексия Беларусь» состоялся интенсив для учителей «Нейропсихологический и игровой подход к коррекции письма и чтения», который провели опытные специалисты из Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия (Москва). Особое место было отведено проблеме дислексии. Автор обучающих книг, а также публикаций, пособий и развивающих игр Александра Соболева поделилась простыми и нескучными упражнениями, с помощью которых можно весело прорабатывать многие детские проблемы на пути овладения языковой грамотностью.

Иногда ошибки и помарки — это следствие простой невнимательности. Но проблема может быть более серьезной и  иметь свое название — дислексия.

Что это такое?

Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Симптомы:

  • запоздалое развитие речи;
  • трудности в изучении и произношении слов;
  • плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница);
  • трудности в освоении базовых навыков письма и чтения;
  • путаница в расположении букв и слов;
  • проблемы в общении со сверстниками.

 

Александра Соболева
кандидат психологических наук,
руководитель НИЦ детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия,
член Международного общества прикладной нейропсихологии ISAN

Как вовремя обратить внимание на проблему?


— Порой бывают такие тетрадки, которые просто кричат о помощи. Специалисты всегда обращают внимание в первую очередь на устойчивые ошибки, допустим, если ребенок постоянно, с завидной регулярностью отказывается переносить слова, пропускает буквы, плохо пишет именно диктанты в течение долгого времени.

Повторяющиеся проблемы — это очень яркий сигнал. Они вряд ли уйдут сами. Придется над ними поработать. Если учитель не справляется, значит, нужно обратиться к специалистам (логопедам, нейропсихологам, в некоторых случаях — к неврологам).

Важно заниматься регулярно, даже если диклексии как таковой нет. Но помните: дети не любят скуку, они любят играть и воображать. Старайтесь превращать обучение в интересное приключение. Давайте рассмотрим несколько эффективных упражнений.  


Полезные упражнения


1. Сказочные правила

Что прорабатываем? Учимся запоминать правила быстро и легко.

— В усвоении правил очень помогают сказки. Давайте для рассмотрения возьмем одну из самых сложных тем русского языка — «Правописание приставок пре- и при-». Даже взрослые тут часто путаются, а все потому, что выучить это практически невозможно, это надо почувствовать. Сказки как раз приходят на помощь. Сочинять их не так сложно, как кажется. Это могут делать не только взрослые, но и сами дети.

Пример:

Жили-были две приставки — ПРЕ- и ПРИ-. Они были очень похожи и все-таки были совсем разными. ПРЕ- все время думала о себе: «Какая я ПРЕвосходная», ПРЕудивительная, ПРЕкрасная. ПРЕодолеть восторг трудно! Эта ничтожная ПРИ- должна ПРЕклоняться передо мной!» А ПРИ- не хотела ПРИноравливаться к ее капризам. ПРИсела она на пенек, ПРИзадумалась.

Чувствуете оттенки значений? Согласитесь, данным способом куда проще разобраться с этим страшным правилом. Таким же образом поступайте со всем материалом, который трудно запомнить.


2. Волшебный диктант

Что прорабатываем? Это упражнение хорошо помогает при проблеме пропуска букв в словах.

— Как только дети слышат слово «диктант», они, как правило, разваливаются на столе и делают «кислое» выражение лица, потому что, конечно, диктанты никто писать не любит. Но вам нужно повторить ребенку: «Диктант будет волшебным! В волшебных диктантах писать не нужно! Давай, ты каждую букву будешь «прошагивать», а там, где необходимо поставить запятую, подпрыгнешь!»

Необязательно именно топать. Можно хлопать, щелкать, стучать. Пусть ребенок выбирает то, что нравится.

Если проблема заключается в пропуске окончаний, пусть малыш прошагивает слово, но последнюю букву всегда называет. Это тоже отличная тренировка!

Есть вариант и письменного «волшебного» диктанта. Попросите ребенка писать слова точечками и помечать только запятые, когда нужно.

Если вы хотите убить одновременно двух зайцев и заодно отработать словарные слова, пусть ребенок прописывает в словах только проблемные буквы, а остальные помечает точечками.  Для начала можно даже диктовать, четко проговаривая каждую букву, например: мО-лО-кО.


3. Письмо по-древнерусски

Что прорабатываем? Тоже полезно выполнять при пропусках букв.

— Это упражнение подходит для детей постарше, начиная с 10 лет. Суть проста: вы диктуете слова, но ребенок записывает только согласные буквы.

Почему по-древнерусски? Для общего развития малышу будет полезно узнать: раньше на Руси бумага была очень дорогой, и ее старались максимально экономить. Поэтому хорошо знакомые всем слова записывали одними согласными! Такие слова можно отгадать. А вот с гласными будет крайне сложно, так как именно согласные в русском языке являются словообразующими звуками. После этой истории диктуете. Пусть малыш воображает себя древнерусским писцом!


4. Словесный бой

Что прорабатываем? Помимо развития мышления, в процессе отгадывания оттачивается механизм против пропуска букв и механизм программирования.

— Эта игра очень похожа на морской бой. Дети ее любят.

Участвуют минимум двое. Каждый загадывает несколько слов, например, по 3, 4 и 5 букв. И игроки по очереди начинают «стрелять», говоря: «Буква «о»!» Если она присутствует в словах, «пострадавший» говорит, какая она по счету и в слове из какого количества букв она стоит. Игроки делают пометки. Выигрывает тот, кто первым угадывает все слова.

Усложнять задание можно увеличением количества букв в словах и увеличением количества самих слов.


5. Ассоциации

Что прорабатываем? Учимся легко и весело запоминать словарные слова.

— Помните, я говорила, что дети обожают воображать? Воспользуемся этим снова. Покажите малышу правильно написанное слово и попытайтесь увязать его со смыслом.

Возьмем слова:

  • сОбака. Пишется через «о». Пусть ребенок закроет глаза или просто представит себе этого мохнатого питомца. У него круглый ошейник, круглый вход в будку, поэтому и «О».
  • мАлина. Почему через «А»? Ну она же ма-а-аленькая.
  • фОнарь. У него круглые плафоны. Пусть малыш запомнит, что он может стоять на фОне реки. А можно и посмеяться. Знаете, как появилось слово «офОнареть»? В Петербурге первые фонари заполнялись спиртом. И когда пьяницам, вышедшим из трактира, нужна была добавка, они залезали на фонарь, выпивали этот спирт и шатались. Под глазом у таких пьяниц часто красовался большой и круглый фонарь — такой же как буква «О».

— В общем, побольше воображайте. И не бойтесь обращаться за помощью: физические упражнения, игры, массаж и специальные регулярные упражнения — все это работает, и чем раньше вы начнете решать проблему вместе со специалистами, тем быстрее и легче будет проходить дальнейшее обучение вашего ребенка.

Фото: из архива организаторов

На данном Веб-сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.