Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Не растите гениев! Нейропсихолог объясняет, в чем вред билингвизма и раннего обучения малышей

Текст: Проль Екатерина, 19 февраля 18116 5

Нужно ли отдавать ребенка в школу раннего развития, полезно ли от рождения обучать его сразу нескольким языкам, какие факторы влияют на задержку развития речи, и почему гаджеты затягивают детей в виртуальный мир? На эти и другие вопросы отвечает нейропсихолог Ольга Войтехович.


Ольга Войтехович
нейропсихолог, семейный психолог, психолог-консультант

Ребенок должен заговорить к 2,5 годам


— Когда в норме ребенок должен начать разговаривать?

— Хорошая правильная речь у человека формируется долго. Но начинается процесс речевого развития с самого рождения (плач, крик).

Первый этап — это  протяжные певучие звуки или гуление. Оно появляется к 3 месяцам. В этот же период проявляется и интонация радости. Затем звуки и их сочетания постепенно усложняются. Интересно, что гуление интернационально, то есть в нем присутствуют абсолютно все звуки известных языков, но с последующим развитием остаются только звуки родного языка.

Второй этап — лепет. У малыша к 7-8 месяцам появляются лепетные слова, состоящие из повторяющихся слогов («ма-ма», «ба-ба», «би-би» и т.д.), которые он соотносит с предметами. Ребенок уже осознает, когда к нему обращаются, реагирует на свое имя, понимает некоторые вопросы («где папа?»). Речь становится эмоционально выразительной и по интонации очень похожа на речь взрослых.

К 2,5 годам у ребенка формируется простая фразовая речь. Несколько лепетных слов объединяются в предложения («баба бай» — бабушка спит, «дай биби» — дай машинку).

К 3 годам основные зоны речи сформированы, правила языка усвоены. Ребенок общается простыми предложениями, часто тренируется в слотворчестве («копать лопатком»).

Конечно, темп каждого отдельного ребенка может отличаться от  среднестатистического. Например, после тяжелой болезни или длительной госпитализации малыш может чуть «притормозить» или даже вернуться на шаг назад. Но к 2,5 годам все же должна появиться простая фразовая речь!

— Что влияет на этот процесс?

— Для того чтобы малыш вовремя и правильно заговорил, он должен нормально психомоторно развиваться. То есть вовремя поползти, сесть, пойти (именно пойти, а не побежать, потому что бег — это остановленное падение, для мозга бежать проще, чем ходить), развивать моторику, особенно мелкую и так далее.

Мамы часто опережают события, гордятся, например, тем, что их чадо держит голову уже в 1,5 месяца (хотя должен в 3) и думают:  «Какой же он у меня молодец!» Вынуждена огорчить родителей — нередко это как раз-таки плохой знак. Не исключено, что у малыша гипертонус мышц в этом месте. Поэтому советовала бы посетить врача.

Или говорят: «Вот мой Ванечка вообще не ползал, сразу пошел». Но это тоже плохо. Когда ребенок ползает, в его голове налаживаются межполушарные связи. Он учится ориентироваться в пространстве, управлять своим телом развивает связки запястий и кистей рук (тонкая моторика). Для малыша это не так просто, как кажется. Данное умение поможет ему и в будущем.

Дети, которые перепрыгнули этап ползания, часто не ладят с геометрией и рисованием (так как у них слабое пространственное мышление), пишут как курица лапой, могут быть неуклюжи и так далее. В общем, сразу проблема может быть и не заметной, но позже она себя, как правило, все же проявляет.

Речь — одна из самых сложных психических функций. Если вы подозреваете, что что-то не так, обратитесь к специалистам.

— А к кому конкретно?

— Сначала к неврологу, который исключит вероятность патологии. Затем — к коррекционному психологу. Второй пункт обязательный, ведь физически малыш может быть абсолютно здоров, но не говорит и все тут! Причина не в «поломке», а в неумении использовать — недоразвитии функции. Здесь вам может помочь именно коррекционный психолог.


Основная задача до 3 лет — познать мир вокруг. Не больше!


— Какими могут быть причины задержки в речевом развитии?

— Главные задачи ребенка в возрасте до 3 лет — сформировать схему своего тела (то есть правильно его чувствовать и им управлять) и понимание пространства вокруг: встать, пойти, упасть, удариться попой и понять, что это больно, таким образом узнать, что существует притяжение. Дальше — кинуть игрушку, проследить, как далеко она упадет, узнать, что предметы вокруг разные по форме, по материалу, по текстуре и так далее.

В общем, у мозга о-о-очень много задач. Не стоит перегружать его какими-то дополнительными заданиями, которые на этом этапе пока еще не нужны. Если система координат неправильная, как же тогда понять, каким образом поставить язык, чтобы получился нужный звук? Без внутренней координации будет шалить и артикуляция.

Иногда неправильно ведут себя и родственники. Ребенок раньше понимает интонацию и ваши действия по отношению к нему, чем начинает улавливать слова и говорить. Бывают семьи, в которых малыш просто показывает на игрушку и бабушки с дедушками и родителями наперегонки бегут, чтобы ее подать. Зачем вообще говорить, если все и так само плывет в руки (смеется). Поэтому иногда детям просто лень говорить. Гиперопека — это тоже плохо.

Не стоит списывать со счетов и изменение среды вокруг. Есть семьи, где телевизор, радио не выключаются никогда, добавим сюда еще музыкальные игрушки, мамино щебетание — и вуаля, полная неразбериха!

Маленькому мозгу вычленить из всех звуковых дорожек одну, уловить какие-то конкретные звуки и слова и запомнить их крайне сложно. Ребенок начинает воспринимать речь как общий шум и перестает его анализировать.

В отдельных случаях негативное влияние на развитие речи оказывает многоязычная среда.


Билингвизм перенапрягает мозг малыша


— В последнее время стало модно совсем маленьких детей обучать сразу нескольким языкам…

— И в этом нет ничего хорошего. Ребенок до 3 лет не имеет сформированных мозговых структур для усвоения второго языка. Что это значит? Если будет присутствовать второй язык, то мозг будет использовать ресурсы (назовем это местом на «жестком диске»), предназначенные для первого языка. То есть, увеличивая количество, мы неизбежно теряем качество. Первый язык (а иногда и оба) будет притормаживать в развитии. 

Я бы не рекомендовала в этом возрасте делать из малышей полиглотов. Сначала должна появиться хорошо сформированная  речь на родном языке, после этого можно начинать задумываться о  втором языке. И точно так же к обучению письму и чтению на иностранном языке можно переходить только тогда, когда закреплено чтение на родном. В данной последовательности это будет более-менее безопасно для ребенка.

Да, есть семьи, где папа и мама из разных стран и говорят на разных языках. Тогда я рекомендую за каждым из родителей закрепить конкретный вариант, пока малыш не подрастет. То есть, например, мама говорит только по-русски, папа — только по-испански. Но, конечно, желательно, чтобы они постарались общаться на одном языке.

Бывают варианты и похуже, когда мама говорит по-французски, папа — только по-русски, а для общения между собой они используют английский. Тогда желательно выбрать самый важный для ребенка язык, обычно это язык страны, в которой семья проживает, и говорить на нем. То есть в нашем случае выбирать английский или кому-то из родителей подучить язык супруга.


Не заменяйте реальный опыт искусственно созданными ситуациями


— А если обратиться к школам раннего развития? В таких учреждениях обещают всесторонне развить малыша и подготовить к школе с ранних лет.

— Начнем с того, что психологи и педагоги в школах раннего развития нацелены на работу с условно нормотипичными детьми (которые успешно проходят все этапы развития). Если же в развитии произошел какой-то сбой, нужен особенный подход. Требуется специалист, который определит, где конкретно этот сбой произошел, и будет работать над его устранением. Когда есть проблема, школа раннего развития — не вариант ее решения.

Если говорить об учреждениях, которые занимаются детишками до 3 лет, их нельзя назвать обязательными. Природа так продумала, что все необходимые знания малыш в этом возрасте получает сам. Дорогие красивые игрушки, специальные задания ему не нужны, он просто познает мир. Единственное, было бы неплохо, чтобы взрослые больше включались в жизнь сыночка или дочки. Если мама печет булочки, пусть малыш рядом тоже помнет кусочек теста. Если его что-то заинтересовало, поизучайте любопытный предмет вместе. В школах раннего развития предлагают смоделированные ситуации, в которых родители вместе с детьми что-то познают в игре. Но зачем настоящее заменять искусственным? 

Вспомните, как было раньше: дети бегали босиком по травке, по гальке, с удовольствием ковырялись в лужах. Теперь для ребят изготавливают коврики, имитирующие ту же травку и гальку, старые добрые куличики заменил кинетический песок и так далее. Но зачем? Мозг не прекращает свою работу никогда. Просто поощряйте в ребенке природное любопытство. 

Конечно, если и маме, и малышу интересно проводить время в школе раннего развития, ничего плохого тут нет. Но это совсем не обязательно. А учиться читать, считать в столь раннем возрасте и вовсе вредно. Буква и цифра — это символ, который должен быть осознан. Ребенок может машинально заучить какие-то вещи, но с пониманием и с дальнейшим обучением в таком случае возникнут проблемы. Какой смысл учить ребенка читать, если он пока не в состоянии понимать смысл прочитанного? А ведь потраченные на это силы он мог бы направить в первоочередные для его возраста задачи (развитие коммуникации и социализацию, например). Плюс не исключен и синдром хронической усталости, когда малыш от перегрузки становится вялым, сонным и даже болезненным.


Гаджеты нужны, но в меру


— Каким должен быть правильный детский отдых?

— Как я уже говорила, мозг никогда не отключается. Поэтому правильным отдыхом будет банальное переключение с одного вида деятельности на другой. Плюс, конечно, старый добрый режим никто не отменял. Полноценный сон, дозированная умственная и физическая нагрузка, правильное питание — все это будет заряжать энергией.

Часто спрашивают родители и о вреде гаджетов. Как бы мы плохо к ним не относились, но таков современный мир. На данный момент — это неотъемлемая часть нашей жизни. Знакомить детей с современными технологиями потихоньку нужно, но в меру.

К сожалению, часто планшеты и телефоны становятся средством отвлечения внимания. Мама устала — включила мультик на компьютере, папе лень разговаривать с ребенком в автобусе — на тебе телефон. 

Все игры и приложения настроены на то, чтобы нам все было максимально понятно и интересно. Так мальчиков и девочек затягивает виртуальный мир, который всегда проще, понятнее и более предсказуем, чем настоящий, и в то же время невероятно красочный и динамичный.

На самом деле для ребенка нет ничего дороже родительского внимания! Никакие гаджеты не заменят радость общения с близкими. Поверьте, малышу будет намного интереснее вместе с вами заниматься бытовыми делами, например, сварить суп или убрать игрушки, важна лишь ваша искренняя заинтересованность в этом процессе.

Разговаривайте со своими детьми, отвечайте на их вопросы, совершайте больше дел вместе, и ваш малыш будет самым развитым, умным и счастливым без дополнительных стараний нянь и «умных» обучающих компьютерных программ.  

Фото: Анна Иванова

Читайте также:


Невроз у ребенка: виноват не столько компьютер, сколько климат в семье. Беседуем с детским психологом

Болит или только кажется? Специалист рассказывает, что такое психосоматика и как ее лечить

На данном Веб-сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.