24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Пока есть связь с матерью, мужчина не построит глубоких отношений». Семья психологов о типах партнеров

Текст: Богданович Ян, 10 января 2018

В женских журналах и на тематических сайтах появляются десятки вариантов и классификаций типов мужчин, но как понять, какая из них правдивая? При этом важно не ошибиться с выбором партнера. Чтобы разобраться в таком непростом вопросе, редакция 103.by обратилась к психологам Николаю и Екатерине Храмковым.


Екатерина и Николай Храмковы,
психологи


Стоит ли прислушиваться к каким-то типологиям и классификациям?

Н: — Для начала стоит сказать, чем отличается профессиональное терапевтическое мышление от простого обыденного. Дело в том, что многие классификации создаются профессионалами для профессионалов, и те значения, которые мы как специалисты в них вкладываем, отличаются от смысла, вкладываемого обычными людьми.

Часто люди начинают использовать профессиональную терминологию в обыденной жизни. Когда психологи что-то описывают, то не придают положительноггоо или отрицательное значения. Их задача — описание процесса. По крайней мере, в большинстве случаев это имеет описательный механизм.


В профессиональной психологии нет классификации мужчин или женщин. Существуют такие, которые описывают типы личности и относятся к обоим полам. Ведь важен не только пол, но и то, какое поведение демонстрирует человек и как проходило его развитие. 


Е: — В обычной жизни иногда появляется необходимость назвать какого-то мужчину, как иногда и женщину, определенно для того, чтобы объяснить самому себе и окружающим его поведение. Например, он Герой. Нет, он Подружка! Нет, он Мачо.

— Что влияет на формирование у мужчины тех или иных признаков, той или иной модели поведения?

Е: — Прежде всего, кризисы развития, которые проживает каждый ребенок. От того, был он поддержан в момент этих кризисов или, наоборот, подавлен родителями, возникают характеристики, которыми в будущем он пользуется чаще других.

Н: — Последствия... На обычном языке это будут последствия.

Е: — Да, именно! Как определить, к какому именно типу? Если мы говорим о мальчике, которого слишком подавляли или опекали в годовалом возрасте — первой физической самостоятельности, — когда он начинает пробовать ходить сам, бросаться предметами, вырывать у мамы руку, то высока вероятность, что вырастет Не уверенный в себе мужчина. Он обычно не умеет управлять своим телом, ему тяжело даются виды спорта и прочие физические нагрузки.

Если мы говорим про капризного Мужчину-спорщика, то, вероятно, его подавляли в кризисе возраста 3-4 лет. И это действительно кризис, когда ребенок говорит всем взрослым: «Я сам». А взрослый, который рядом, не признает и не терпит эту самостоятельность, мотивируя тем, что малыш ничего еще не понимает и сам решения принимать не может.


Родители достаточно тяжело переживают, когда их трехлетнее создание говорит: «Нет, я буду делать по-другому».


Н: — Если потребности развития ребенка в соответствующем возрасте не реализуются, то он в этих потребностях как бы «застревает» и всю оставшуюся жизнь пытается разрешить тот кризис, который был не разрешен. И тогда какая-либо черта характера действительно становится доминирующей. 

Е: — Еще один возраст, сложный для проживания многими родителями, — 5-6 лет, когда происходит половая идентификация и мальчик действительно начинает ощущать себя таковым. В этот момент важно, чтобы его поддержал отец. А мать, любя и не отвергая, демонстрируя свою привязанность, все же давала понять, что сын не главный мужчина в ее жизни. Это сделать довольно легко, например, сказав о том, что ей сейчас очень важно провести время с мужем. Если этот возраст неправильно пройден, тогда и возникает такой тип, как Мачо.


Мачо живет с чувством своей уникальности, окруженный в детстве вниманием матери. Мужчина такого типа строит огромное количество контактов, стремясь остаться в памяти как можно большего количества женщин. Он не знает и не чувствует, что важен кто-то другой, его эгоцентризм часто чрезмерен. 


Н: — Он пытается очаровать всех женщин, которых встретил.

Е: — Да, в его поведении даже нет избирательности. Не очень важна женщина, имеет значение тот след, который он у нее оставил. 

Если говорить дальше про подростковый возраст, то в нем мальчишкам нужно спорить, но при этом заводить друзей и подруг, общаться с ними. Если такого не происходит, то мы получаем Мужчин-гулен, которые до 50 лет зависают в караоке-клубах и ищут приятелей там. 

Н: — В принципе создания различных популярных типологий лежит стигматизация (клеймение  прим. ред.). Кроме того, если определенного мужчину так или иначе называть, то именно эту установку он и будет поддерживать.  

Е: — Думаю, если возникает какое-либо название, то оно в какой-то степени правдиво. Это как формировние клички. Когда возникает описание, оно действительно отражает то поведение, которое человек демонстрирует.

Эти «клички» могут быть важны и актуальны в определенные моменты жизни мужчины. Проще говоря, когда мужчина не знает, как поступить, он может использовать уже готовую модель поведения. Хотя это возникает только в какой-то отдельный момент его жизни. Гулена может быть любящим и заботливым отцом, а Маменькин сынок занимать высокую должность в банке. А то поведение, про которое мы сейчас говорим, проявляется только в отношениях с женщиной, с приятелями или сотрудниками он ведет себя уже по-другому.

— Какие типы наиболее опасны для женщины?

Н: — Если мужчина бьет женщину. И здесь не нужно питать иллюзий, необходимо уходить из этих отношений. Второй тип — игроманы. Не те, кто профессионально этим занимается, а азартные и зависимые от этого люди.

Е: — То есть любые формы токсичной зависимости. Здесь мнение, что «он исправится», совершенно не работает.

— Кто такой настоящий мужчина?

Н: — Сегодня происходит очень серьезное размытие между «женскими» и «мужскими» чертами. Если раньше описать, что присуще тому или иному полу, было легко, то сейчас это не так. 

Однако для мужчины имеют решающее значение два этапа: отделение мужчины от матери и наличие у него инициации.

Н: — В нашей культуре принято, что родители могут сильно влиять на жизнь своих детей, даже когда они вырастают. Часто мать пытается направлять мужчину и руководить им. Когда мама воспитывает сына в детстве — это нормально, однако попытка сохранить такую модель во взрослом возрасте тормозит развитие мужчины. Это не значит, что надо перестать общаться с матерью. Но отношения с ней должны трансформироваться. Пока связь с матерью остается центральной в жизни мужчины, у него нет возможности построить глубокие отношения со своей спутницей жизни. 

Инициация — это процесс, доставшийся от первобытного общества, когда после прохождения какого-либо ритуала мальчика принимали в группу мужчин.

Е: — Причем некоторые обряды инициации достаточно резки. Иногда мальчика уже в 11 лет отправляют на такие испытания. Например, простоять на одной ноге на дереве сутки или выжить ночью в лесу.

Н: — Да, сложно назвать ненастоящим мужчиной человека, который голыми руками убил крокодила. У нас такой возможности нет из-за наличия другой культуры. Получается, что у мужчины попросту нет точки отсчета, после которой он может считать себя таковым. И тогда он старается эти ситуации, точки отсчета, создавать самостоятельно, чтобы как-то себя инициировать: агрессивное поведение, экстремальные увлечения.

Часто мужчина стремится инициировать себя за счет количества покоренных им женщин. В нашем обществе с задачей инициации мальчику может помочь справиться армия. Страх перед ней чрезмерен и преувеличен. 

— Почему женщина остается в отношениях, даже когда чувствует, что это не ее человек?

Е: — Женщину часто воспитывают в такой реальности: ты очень легко можешь остаться одна. Поэтому нужно быть с тем мужчиной, который есть и с которым удалось сохранить какие-то продолжительные отношения, важно его оставить в своем круге. И как будто нет альтернативы. Либо он, либо будешь одна. И женщина делает выбор не исходя из своих потребностей, а под воздействием страхов и влияния окружающих.

Плюс ко всему женщин нередко держат в рамках «приличности-неприличности», с мнимым запретом, что нельзя пробовать, нельзя уходить из неподходящих отношений. А когда звучит фраза «стерпится-слюбится», она вообще начинает теряться. К старости станет лучше, но что делать все остальное время?

И тогда на помощь приходит некая типология. Тогда женщина чувствует, какой у нее мужчина, знает, как ей поступать дальше и как себя с ним вести. Он — Альфонс, или он — Тямтя-лямтя. Теперь она может до конца жизни с этим как-то обходиться, найти способ встроить этого мужчину в свою жизнь. И тогда типология становится помощником в контакте, а не просто описанием какого-то мужчины одного, самого по себе.

Фото: Ирина Забирашко

Этот сайт использует cookies
Понятно