24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Открыт рот, челюсть не растет, нарушен прикус, бруксизм... Когда ребенку нужен миофункциональный логопед? Объясняет специалист

8 ноября

Вы знаете, что речевые нарушения у детей не существуют сами по себе и могут быть связаны с проблемами дыхания, жевания и глотания? Мышцы, которые принимают участие в этих процессах, — это одновременно и мышцы артикуляционного аппарата, поэтому все логично. Есть даже отдельное направление в логопедии, которое занимается восстановлением базовых функций дыхания, жевания, глотания, тем самым нормализуя мышечный тонус и согласованность в работе мышц, принимающих участие в речи. Как вы могли понять из заголовка, речь идет о миофункциональном подходе.

Что такое миофункциональная коррекция? При каких проблемах она помогает лучше классической логопедии? Почему необходима при ортодонтическом лечении? Сколько нужно занятий, чтобы увидеть эффект? Как родителям выбрать логопеда? Что делать, если ребенок не хочет заниматься? Подходит ли миотерапия для взрослых? Подробно и интересно обо всем рассказала миофункциональный логопед Анастасия Райчева.

Анастасия Александровна Райчева
миофункциональный логопед, педагог-психолог, автор блога @logoped.taratorka, автор пособия «Миогимнастика с Героями», книги «Путешествие в Миотерапию»

— Какие вообще подходы есть в логопедии?

— Логопеды занимаются коррекцией речевых нарушений, но дети ведь приходят разные. И смысл использования особых подходов в том, чтобы решать дополнительные задачи, помимо развития речи.

Например, у ребенка есть дефицит внимания, то есть ему трудно концентрироваться, запоминать информацию, или у него излишняя двигательная активность. В таком случае логопед может обратить на это внимание родителей и порекомендовать занятия с нейропсихологом. Также он может направить к коллеге-логопеду, который применяет нейропсихологический подход. Тогда, помимо коррекции речи, ребенок будет получать задания и упражнения для концентрации внимания, памяти, чтобы лучше себя регулировать. Это и ускоряет коррекцию речевых нарушений, и способствует всестороннему развитию ребенка. То есть хорошо, когда логопед видит шире и может предложить больше, чем классический подход.

Классический логопед не в полной мере справится, если у ребенка открыт рот, нарушено жевание, язык находится на дне полости рта, прокладывается между зубами и т.д. Все это влияет не только на речь, но и на рост лицевого скелета, прикус. Артикуляционной гимнастики здесь недостаточно. И будет здорово, если логопед предложит миофункциональную коррекцию или отправит к специалисту, который работает в этом направлении. Занятия позволяют улучшить тонус мышц и, помимо коррекции речи, повлиять на рост лицевого скелета ребенка.

Миофункциональная коррекция сама по себе не нормализует прикус, но она помогает в этом врачу-ортодонту, если ребенок в данный момент или потом будет проходить ортодонтическое лечение.

То есть специальный подход позволяет более эффективно решить проблему ребенка, чем классическая логопедия.

— Миофункциональная коррекция — это новое направление в логопедии? Чем она отличается от стандартного подхода?

— Миофункциональная коррекция — это коррекция миофункциональных нарушений: работа с жеванием, дыханием и глотанием. Во всем мире логопеды владеют миофункциональным подходом, но в нашей стране миоподход начал развиваться недавно...

Миофункциональная терапия (за рубежом применяют понятие «терапия», в Беларуси — «коррекция», так как у нас этим занимаются педагоги, а не медики) появилась больше ста лет назад. Ее использовали врачи-ортодонты для профилактики ортодонтических проблем, получения лучших результатов ортодонтического лечения и предупреждения «откатов». Сейчас логопеды на своих занятиях предлагают специальные упражнения для правильной работы мышц артикуляционного аппарата. Почему? Во-первых, они владеют педагогическими приемами. Во-вторых, логопеды отвечают за мышцы лица и полости рта. 

В Беларуси самый активный скачок развития миофункционального подхода произошел всего пять лет назад. До этого в стране было только несколько специалистов, которые пробовали работать в этом направлении. Потом все больше логопедов начали его изучать и применять, в том числе я. Поводом для изучения миофункционального подхода было большое количество детей, нуждающихся в коррекции миофункциональных нарушений и ортодонтическом лечении.

— То есть сейчас в Беларуси ортодонты работают в паре с миофункциональными логопедами?

— Да, врачи-ортодонты хорошо осведомлены о миофункциональной коррекции и при необходимости направляют своих пациентов к логопедам, которые владеют этой методикой.

Уточню, что сами мы не работаем с прикусом. Мы выступаем как помощники доктора, занимаясь восстановлением баланса мышц. Без этого ортодонтическое лечение может дать недостаточно выраженный или непродолжительный результат.

Также и миофункциональный логопед в большинстве случаев не обойдется без ортодонта. Дело в том, что, если у ребенка, например, очень узкое и высокое небо, я не могу научить его держать язычок наверху, пока ортодонт не расширит челюсть. Я не могу научить ребенка красиво говорить с маленьким ртом — язык просто не развернется там. Или, например, у ребенка нижняя челюсть ушла очень далеко назад... Без ортодонта не справиться никак.

Получается, что мы в одной связке. Каждый работает в рамках своих компетенций: врач-ортодонт — с костной структурой, а логопед — с мягкими тканями: язык, губы, щеки, мимические мышцы, жевательные мышцы. Применяются педагогические приемы, логопедический массаж.

— Какие задачи позволяет решить миофункциональная коррекция?

— Мышцы, которые принимают участие в дыхании, жевании и глотании, одновременно с этим являются и мышцами артикуляционного аппарата. И иногда миофункциональная коррекция применяется для того, чтобы быстрее и эффективнее скорректировать речь. А иногда наша цель — восстановление самих этих базовых функций: дыхания, жевания, глотания. При этом ребенок получает помощь ортодонта и нуждается в моем сопровождении.

Бывает, что приходит ребенок, у которого с речью все в порядке, но у него ротовой тип дыхания, нижнее положение языка, неправильный глоток. Нужно научить его дышать носом, правильно жевать, держать язычок вверху и правильно глотать — восстановить и наладить баланс в работе мышц, их согласованность.

— Как родителям понять, что нужно обратиться к миофункциональному логопеду? Есть ведь неочевидные проявления этих нарушений.

— Да, важный вопрос. В 3 года ребенок идет на осмотр к логопеду в поликлинику. Во время этого визита специалист должен заметить проблему: например, у ребенка открыт ротик, язычок лежит внизу, дыхание ротовое, ребенка еле слышно, когда он говорит, речь затухает, предложения не договаривает, большое слово сказать не может, так как не хватает выдоха. Обычно логопеды замечают такие моменты и рекомендуют посетить миофункционального логопеда.

Но в любом случае родители и сами могут заметить проявления миофункциональных нарушений, когда знают, на что смотреть.

  • Если у ребенка открывается рот во время сна или когда он увлечен, смотрит мультики, это признак нарушения дыхания и нижнего положения языка. С открытым ртом язык не может занимать правильное положение
  • Если у ребенка после 2 лет во время жевания не сомкнуты губы, он чавкает, не может управиться с кусочком еды, предпочитает мягкую еду, отказывается от мяса и овощей, долго жует, то мы можем заподозрить, что мышцы не справляются.
  • Если к 5-летнему возрасту зубки у ребенка стоят рядом друг с дружкой, между ними нет промежутков, это говорит о том, что челюсти не растут. А к 5 годам они должны быть готовыми к постоянным зубам.

В таких случаях, конечно, нужно посетить специалиста по миофункциональной коррекции и при необходимости подключить ортодонта.

Прямо показана миофункциональная коррекция, когда у ребенка нарушен тонус мышц, согласованность в их работе, нарушен прикус, есть храп, бруксизм (скрежет зубами ночью), а также если планируется ортодонтическое лечение либо ребенок уже получает помощь ортодонта.

— Расскажите про этапы миофункциональной коррекции. Чего ожидать родителям и ребенку?

— Для начала после комплексного осмотра логопед составляет маршрут коррекции, то есть мы определяем, какие еще специалисты нам нужны, чтобы помочь ребенку.

Возможно, нам понадобится врач-оториноларинголог. Такое может быть, если нарушено носовое дыхание, например, из-за перекрытия дыхательных путей аденоидами. Мы не можем начать работать с носовым дыханием, пока ему что-то препятствует.

Если у ребенка укорочена подъязычная уздечка до такой степени, что я не могу сформировать верхнее положение языка, то сначала нужно обратиться к хирургу-стоматологу. Важный момент: логопед готовит ребенка к пластике уздечки и реабилитирует после — это необходимо учитывать при планировании операции.

Если у ребенка узкое высокое небо, при котором я не смогу работать с положением языка, прежде всего мы идем к ортодонту. Либо начинаем миофункциональную коррекцию, а через, например, несколько месяцев подключаем ортодонта.

Кариес на жевательных зубах не позволит нам работать с жеванием, обязательно посещаем стоматолога для санации полости рта.

Может понадобиться нейропсихолог, если у ребенка есть проблемы с вниманием, двигательной активностью, и т.д. Все это решается на консультации. Поскольку у меня есть не только педагогическое, но и медицинское образование, я хорошо вижу, где моей компетенции как логопеда недостаточно и нужна помощь врача.

После составления маршрута коррекции логопед начинает планировать уже конкретно свою работу. В миофункциональном подходе нет четких этапов. Поскольку к нам это пришло недавно, учебники еще не составлены. Мы берем за основу методику иностранных специалистов, привносим свое — так у нас рождается своя методика. Возможно, в будущем, когда в наших университетах появится миофункциональная коррекция, какие-то методики, разработанные нами сейчас, войдут в программу. Я буду очень рада, если в их числе будет моя. Позже расскажу про нее.

Так вот, этапов в миофункциональной коррекции как таковых не выделяют. Но лично я делю процесс на 3 этапа, чтобы самой понимать, где мы находимся на этом длинном пути, и чтобы родителям было понятно, сколько нам еще осталось, что за чем идет.

На первом этапе мы только готовим ребенка к формированию функций, выполняя специальные подготовительные упражнения. Этот этап самый сложный для ребенка, так как он ничего не умеет, а приходится слушать, выполнять, многое не получается сразу. Одна из основных задач этого этапа — создать все условия, чтобы ребенок почувствовал себя успешным и заинтересовался занятиями.

Второй этап у нас очень насыщенный. К этому времени ребенок, как я говорю, «на крючке». И мы уже начинаем формировать функции дыхания, жевания, глотания, ставить звуки и автоматизировать их. Как правило, это получается, потому что мы хорошо поработали на первом этапе. 

На втором этапе идеально подключать ортодонта, если нужно. Ребенок к этому моменту готов носить любой ортодонтический аппарат. Например, это силиконовая каппа. Я помогаю ребенку носить ее правильно, собирать слюнку и глотать с этой каппой, немного контролирую время ношения.

Кстати, от того, какой аппарат носит ребенок, зависит ход работы миофункционального логопеда. Если ортодонт планирует ставить ребенку несъемный расширяющий аппарат на верхнюю челюсть, то я буду выстраивать свою работу так, чтобы до установки пластины ребенок научился жевать, — тогда ортодонтическое лечение будет более эффективным.

Третий этап — самый простой, казалось бы, но самый длинный. Здесь мы закрепляем все сформированные навыки. Ребенок умеет жевать, дышать носиком, правильно глотать, у него язычок наверху, он правильно и красиво произносит звуки. Теперь нужно применять это в жизни, не думая об этом.

На этом этапе продолжается ортодонтическое лечение. И логопед сопровождает его, представьте себе, до самого конца. Иногда это страшно звучит для родителей, но нужно понимать, что занятия становятся все реже и реже. Ребенок приезжает раз в месяц, чтобы я обратила его внимание и родителей на какие-то ошибки, нюансы и мы попрощались еще на месяц.

— Как часто и сколько обычно нужно заниматься с миофункциональным логопедом?

— Сначала миофункциональная коррекция проводится раз в неделю, иногда два, а потом все реже. Примерно через 6 месяцев мы пробуем заниматься раз в 2 недели. 

В среднем сопровождение логопеда длится от 1 до 3 лет, пока продолжается ортодонтическое лечение.

— Расскажите какой-нибудь значимый случай из своей практики как миофункционального логопеда.

— Еще 6 лет назад, когда я была классическим логопедом, то есть не применяла миоподход, я видела, когда у ребенка нарушен прикус, но не могла определить, из-за чего. Тогда я занималась с мальчиком — мы корректировали шипящие звуки и звуки «р» и «рь». Мы работали примерно в течение одного учебного года. А когда прощались, я обратила внимание родителей на то, что у ребенка немного нарушен прикус. Он не влиял на звукопроизношение, нам удалось поставить звуки. Но я порекомендовала посетить ортодонта.

Спустя 5 лет мой ученик приходит в этот кабинет с настолько «уехавшей» назад челюстью, что я и представить себе не могла, как патология может усугубиться. Моя ошибка здесь тоже есть. Понятно, что ответственность на родителях, которые не пошли раньше к ортодонту, но очень жаль, что я как логопед не акцентировала внимание на функциях, не объяснила эту значимость. Тогда я еще не владела миоподходом, но в таком случае должна была отправить к специалисту, который владеет.

Сейчас мальчик проходит ортодонтическое лечение у врача и миофункциональную коррекцию со мной. Мы заново ставим все звуки, у него уже практически нормальный прикус. Прошел год — все нормализуется, и понятно, что в итоге все будет хорошо, но жаль, что не все логопеды, даже сейчас, видят миофункциональные нарушения. Не нужно всем работать в миоподходе, отправляйте к коллегам, если видите хоть незначительные проявления.

— Как родителям выбрать логопеда?

— Хорошо бы услышать мнения других специалистов — обычно они знают работу коллег и могут подсказать, к кому лучше обратиться. Также полезно послушать, что говорят сами родители. И, конечно, можно изучить страничку логопеда в социальных сетях — почитать и даже посмотреть, как работает специалист, если он выкладывает занятия. Так родители могут понять, подходит ли им этот педагог и по темпераменту.

Если, например, ребенок с чувствительной нервной системой, то громкоговорящий и строгий логопед — не совсем подходящий специалист. 

Когда родители выбрали логопеда и пришли на консультацию, очень важно, чтобы специалист составил маршрут коррекции, о котором мы говорили. Нарушение речи — это верхушка айсберга. И если логопед видит, какие еще есть проблемы, помимо речи, что в основе, может направить родителей к другим специалистам и четко понимает свою собственную роль в этой комплексной помощи, то, скорее всего, это хороший специалист. То есть он знает рамки своей компетенции и не будет брать на себя чужую работу, но при этом будет хорошо знать свою.

— Что делать, если ребенок не хочет заниматься?

— Если ребенок не хочет заниматься, на это есть причина. Если ему трудно усидеть, слушать внимательно, сосредоточиться, нужен нейропсихолог, как я уже говорила. Но бывает, что у ребенка все в порядке с вниманием, но есть негативный опыт общения с педагогами. Если проблема в этом, мы должны выстроить свою работу как-то иначе, установить с ребенком другие отношения, в которых он будет успешным учеником. Для этого я придумала Героев: животных, мальчика Митю и девочку Милу.

В моей концепции каждое из животных отвечает за определенный блок работы: корова Моня — за жевание, жираф Жорик — за язык и т.д. А мальчик Митя и девочка Мила когда-то раньше имели миофункциональные нарушения, как наши ученики. Они познакомились с этими животными и научились у них всем функциям. И теперь Митя и Мила приходят к нам на занятия, чтобы напомнить о важных правилах выполнения упражнений. Например, Митя напоминает: «Дыши носом, когда жуешь», «Держи спину ровно», «Сосредоточься». Мне не приходится постоянно говорить об этом ребенку — при необходимости я просто достаю нужную карточку.

Детям очень нравятся Герои, нравится выполнять упражнения от них. Это же не я задаю! Моня дала задание, а я здесь вообще ни при чем, только помогаю.

Каждая минута занятия проходит с Героями не только интересно, но и эффективно. Например, ребенок одновременно кусает трубочку при обучении жеванию, удерживает губы в улыбке, держит спинку ровно, дышит носом — все блоки миофункциональной коррекции задействуются постоянно с помощью Героев. И в то же время детям интересно. А это особенно важно в первое время, когда нужно зацепить ребенка нашими сложными занятиями.

Помимо этих карточек, я рассказываю детям истории: «Митя когда-то тоже дышал ртом, между прочим! Но он познакомился со слоном Бубликом, и он его научил дышать носом…». Дети хотят быть похожими на Митю и Милу, поэтому тоже стремятся научиться.

Герои имеют большой успех у детей, поэтому у меня родилась идея написать книгу, в которой история про Митю и его знакомство с животными. И она недавно вышла под названием «Путешествие в Миотерапию».

Митя поехал с родителями в Миотерапию и встретил там животных, которые обучили его всем важным функциям и рассказали ему детским языком, что для чего нужно.

В книге не только истории для детей, но и много скрытых смыслов. Какие, например? Для того, чтобы чему-то научиться, нужно много трудиться. Мите было очень сложно, с некоторыми задачами он не справлялся и в какой-то момент опустил руки. Но потом он принимает решение двигаться вперед — и у него все выходит.

Также Митя очень любознательный, и животные поддерживают это качество в нем. Он уважает животных и сначала обращается к ним на «вы», а только потом, когда они стали ближе, на «ты». Так дети понимают, что учитель (в данном случае — я) научит, но его нужно уважать, внимательно слушать, выполнять то, что он говорит, и что с педагогом можно дружить

Книга очень понравилась ребятам, эффект от ее прочтения превзошел мои ожидания. Но очень важно читать ее медленно, растягивая примерно на 2 месяца, обязательно обсуждая каждую прочитанную главу. Дети не могут дождаться следующего занятия, чтобы узнать, что же там было дальше с Митей. И упражнения мы делаем с Героями из книги, благодаря чему ребенок включен в работу и прекрасно их выполняет.

Помимо книги и Героев, были созданы дневнички по мотивам книги — «Мое путешествие в Миотерапию». Специалист пишет упражнения, которые важно выполнять дома, и основные моменты, на которые нужно обратить внимание при этом («Помни, что спина ровная», «Не забывай держать губы сомкнутыми» и т.д.). В конце недели ребенок сам оценивает выполнение упражнений: хорошо он справился, отлично или что-то было не так. Тогда на занятии мы обсуждаем, какие были трудности. Ребенок начинает анализировать, что ему помешало, и в следующий раз это исправит. Опять же, он включен в работу, поэтому с удовольствием заполняет этот дневник сам.

Когда ребенок особенно хорошо работает, я отмечаю в его дневнике значок подарка — это значит, что он откроет мою волшебную коробку, в которой лежат подарки, и выберет что-то одно, что ему больше всего понравится. Там есть блокнотики, стикеры и т.д.

Некоторые специалисты дают домашние задания на полтора часа — выполняются они обычно со слезами. А нам Герои позволяют с помощью 2–3 упражнений на 5–7 минут сразу все блоки задействовать. Такую домашку ребенок выполняет с удовольствием, потому что, во-первых, он хочет быть похож на главного героя книги, во-вторых, он хочет получить подарок, в-третьих, он получает удовольствие от того, что у него выходит справляться с трудностями и двигаться вперед.

— А бывает, что миофункциональная коррекция требуется взрослому?

— Да, взрослым миофункциональная коррекция нужна, если нарушен тонус мышц и звукопроизношение, если человек планирует ортодонтическое лечение или уже проходит его. Иначе высок риск «отката», так как мышцы продолжают делать то, что делали раньше.

Есть ограничения, к сожалению. Дети развиваются, и именно поэтому мы можем повлиять на проблему почти на 100%. У взрослых все уже сформировано, в том числе костная структура, произошла компенсация. Со взрослыми мы ограничены в своем воздействии, однако восстановить функции дыхания, жевания, глотания, скорректировать звуки мы можем в большинстве случаев. 

В каких еще случаях взрослым нужна миофункциональная коррекция? Если есть храп и апноэ во сне (остановки дыхания). Миофункциональная коррекция очень хорошо себя зарекомендовал при таких проблемах. Улучшается тонус мышц, поднимается  язык, дыхательные пути не перекрываются — и человек перестает храпеть или уменьшается количество остановок дыхания во сне. Я работаю и с детьми, и со взрослыми — обращайтесь!

Миофункциональный логопед «Тараторка»

Фото: Анна Занкович

Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie