24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Школьный буллинг. Кто виноват и что делать? Рассказывают психологи и гипнолог

Текст: Бондарович Инна, 9 декабря 2023 1

Травля в школьном коллективе — достаточно распространенная проблема. Буллинг у подростков может выражаться по-разному: от обидных обзывательств и колкостей в адрес жертвы до физической расправы. Тот, кого обижают, зачастую растерян, он не знает, как реагировать, подросток замыкается в себе и стремится меньше находиться в токсичном коллективе, под разными предлогами прогуливает школу. Как распознать, что у ребенка проблемы со сверстниками, ему нужна помощь и как эту помощь оказать, рассказывают специалисты центра психологической помощи «Сила гармонии». Психологи Алеся Новикова и Светлана Кожакова, а также гипнолог Владислав Аксинович попытались разобраться в ситуации. 

Ведущий психолог центра психологической помощи «Сила гармонии» Алеся Новикова и семейный психолог центра Светлана Кожакова

Как определить, что речь идет именно о буллинге, а не о безобидных шутках в подростковой компании?

 

Ведущий психолог центра психологической помощи «Сила гармонии» Алеся Новикова

— Буллинг — это травля, которая носит системный характер. Нарушаются границы, и это происходит периодически. У него есть свои механизмы и алгоритмы. Этот процесс имеет три основных стороны-участника:

  1. жертва
  1. агрессор
  2. зритель

Иногда зрители отсутствуют, но чаще всего они есть. Дело в том, что для агрессора очень важно, чтобы была аудитория, на которую можно работать. Он таким образом самоутверждается на более слабом, и делает это на глазах у всех. Ему важно, чтобы у его власти над другим были свидетели. 

 

семейный психолог центра «Сила гармонии» Светлана Кожакова 

— Обидчику нужно продемонстрировать свою силу. Как правило, у него хорошо развиты коммуникативные навыки и склонное к лидерству поведение. Но он не в состоянии этим воспользоваться экологично.

Характер буллинга немного различается по гендерному признаку. У девочек речь чаще всего будет идти о социальной травле, которая носит периодически проявляющийся характер. Мальчики могут пускать в ход физическое насилие, и такое поведение у них более постоянное. 

Различают 4 вида буллинга:

  • Социальное насилие

О жертве распускают слухи, ее обзывают , исключают из коллектива и т.д.

  • Вербальное насилие

Жертве даются обидные прозвища, ее обзывают в лицо,прилюдно унижают и др. 

  • Физическая травля

У жертвы могут отбирать и портить имущество, в отношении ее могут применять физическое насилие, в том числе сексуальное.

  • Кибербуллинг

Угрозы, унижение, запугивание и шантаж происходят в сети.

Как предостеречь ребенка от кибербуллинга?

Светлана Кожакова:

— Ему нужно объяснить, что это виртуальная реальность, за которой могут прятаться люди с совершенно разными мотивами. 

Алеся Новикова:

— Когда родители дарят ребенку телефон, какие-либо девайсы, нужно объяснять правила поведения, безопасности в сети. Если речь идет о соцсетях, важно доверие между родителем и ребенком, эмоциональный контакт. Маме нужно подписаться на профили ребенка, просматривать их, знать, с кем он общается, в каких группах состоит. Это должно стать внутрисемейным правилом. 

Давайте подробнее поговорим про мотивы агрессора. Что его может спровоцировать на такое поведение?

Алеся Новикова :

— Агрессорами часто становятся дети с нарциссическими чертами характера, это властолюбцы, которые жаждут внимания. Еще один мотив — месть. Часто в семье таких детей есть проблемы, и ребенок просто не понимает, как их разрешить. Свою фрустрированность, неудовлетворенность, агрессию он вымещает на одноклассниках. 

Жертвами обидчиков могут становится не только дети, но и учителя, которых они всячески будут провоцировать. Агрессоры могут быть пассивными и активными. Последние ведут себя с преподавателями достаточно вызывающе и смело, не выполняют просьбы учителя, демонстративно их игнорируют, отказываются подчиняться. Скрытый посыл в таком случае: «Ты мне ничего не сделаешь». 

Почему в современном обществе такое происходит чаще, чем в прошлом? Дело в том, что само время способствует такому поведению. Нам со всех сторон транслируют, что нужно быть успешным, важно быть достигатором, уметь управлять другими людьми. Раньше были роли ученика и учителя, и каждая из них была регламентирована, имела свой набор прав и обязанностей, поведенческих паттернов. Ученик должен был быть прилежным и послушным, учитель — строгим, но справедливым. 

Сейчас на первый план вышли не роли, а взаимоотношения. Что ты чувствуешь? Что хочешь? Какое у тебя настроение? Мы взращиваем в детях личность, но забываем о том, что транслируем им искаженный посыл. Они не понимают, что такое сильная личность. В их восприятии это человек, который обладает властью над другими, возвышается над ними. Но ведь сильная личность  — это человек, который, в первую очередь, работает над собой. Из такого неверного понимание и рождается нарциссизм, желание подавлять других. 

Спровоцировать агрессию может и жертвенное поведение другого человека. Как правило тот, кого обижают, сам неосознанно выбирает быть жертвой. Есть несколько виктимных типов:

  1. Дети, которые физически более слабые, чем их сверстники, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Подростки с физическими особенностями (полнота, увечья и т.д.), выделяющиеся внешне (плохо одет, вызывающе, не похоже на остальных). 
  2. Дети, которые выдают неадекватную реакцию на обидчика. Провокатор-насильник их цепляет, они не знают, как на это реагировать и дают неуместную обратную связь. Тем самым они вызывают насмешки у зрителей. 

Чем опасна школьная травля?

Алеся Новикова:

— У подростка, который подвергается систематической травле, серьезно снижается настроение, появляется раздражительность, может быть подорвана уверенность в себе, появляется замкнутость. Иногда пропадает аппетит, нарушается сон. Самое страшное и сложное последствие буллинга — мысли о суициде и даже попытки его совершить. Именно поэтому важно вовремя помочь ребенку выйти из непростой травли. 

Светлана Кожакова:

—  Проблемы с концентрацией внимания, раздражительность, повышенная чувствительность, плаксивость, нежелание идти в школу, замкнутость, избегание социальных контактов — все это звоночки для родителей, что у их ребенка проблемы. 

На это нужно реагировать немедленно. Скорость реакции очень важна, т.к. чем быстрее будут приняты меры, тем меньшей будет степень травматизации. Ребенка нельзя оставлять наедине с проблемой, сам он ее не решит. 

Что делать родителям, которые узнали, что их ребенок стал жертвой травли в школе? Обращаться к классному руководителю (он будет выступать как медиатор), напрямую к агрессору обращаться не стоит. Обсуждать сложившуюся ситуацию лучше, заручившись помощью школьного психолога, социально-педагогической службы. 

Допустим, родитель считает, что в школе адекватной помощи ему не оказывают, он решает отвести ребенка к психологу в частном порядке. Как вероятнее всего будет выглядеть работа со специалистом? 

Алеся Новикова:

— Искать, прежде всего, имеет смысл подросткового психолога. Такие специалисты хорошо справляются с проблемами школьного буллинга. Работать психолог будет с самооценкой ребенка, его психологической устойчивостью.

Дети, которые становятся жертвами, чаще всего не умеют демонстрировать, транслировать окружающим собственную уверенность. Они бы и рады это сделать, но ничего не выходит: они теряются, краснеют, могут начать плакать. Это эмоционально слабые подростки, которые не могут за себя заступиться, они боятся. Самостоятельно выйти из роли жертвы им достаточно сложно. 

Детский психолог в такой ситуации проработает желаемую тактику поведения, подскажет, к каким внутренним ресурсам нужно обращаться, чтобы защитить себя.

Но все равно важна работа в школе. Обязательно нужно разобраться в мотивах агрессии обидчика. Если есть травля, значит, весь коллектив нездоров. Здесь речь не про здоровую конкуренцию, совсем наоборот. Система должна быть сплоченной, в школе должны быть продуманы механизмы, как работать с такими детьми. С школьниками нужно разговаривать, объяснять, кто такие буллер и жертва, показывать им тематические образовательные фильмы. Это коллективная работа. 

Работать придется и с агрессором. Провокатор хочет внимания? Дайте ему это, но в позитивном ключе. Привлеките к внеклассной активности, поручите ответственное задание, пусть он получит эту дозу внимания, а его энергия будет направлена в мирное русло. Пусть его власть распространяется на проекты, которые ему доверили. 

Cемейный психолог Эрик Берн считал, что дети-агрессоры приходят в школьный коллектив с изначально неправильной позицией: Я-хороший, Ты-плохой. Это ошибочное восприятие, которые им прививается еще в семье. У жертвы в сознания закрепляется проивоположное: Я-плохой, Ты-хороший. При этом позиция, при которой достигается максимально эффективное общение и устанавливается здоровый климат в коллективе: Я-хороший, Ты-хороший. Такая же позиция должна быть и у педагога: не ругать и унижать учеников, делать им замечания, а демонстрировать школьникам доброжелательность, уважение к их личности. 

Еще раньше, до школы важна роль родителей. Ребенок должен понимать, что такое школа, каковы правила поведения в социуме, понимать, что такое хорошо и что такое плохо, уметь договариваться. Прививать эти навыки ему можно с 3-4 лет.

Могут ли помочь в ситуцации с буллингом практики гипноза?

Гипнолог центра «Сила гармонии» Владислав Аксинович: 

 Гипноз и его методы предполагают, что жертва сама, а не кто-то другой за неё, будет справляться с ситуацией буллинга, используя личные эмоциональные ресурсы. Гипнолог здесь выступит в роли помощника, но не медиатора.

Человека вводят в глубокое состояние гипноза, и ему внушением и правильными установками повышают самооценку, меняют восприятие себя, обидчика и ситуации в целом. 

Подростоку, которого булят, на сеансе триггерного гипноза закладывают в подсознание, что он достаточно сильный, способен справиться с ситуацией и дать отпор обидчикам. На подобный эффект от гипноза может уйти в среднем месяц после одного единственного сеанса, этого достаточно, чтобы измениться кардинально. По поведению его могут не узнать даже близкие.

Во время сеанса мы получаем доступ к глубоким уровням подсознания и работаем с ними напрямую, закладывая туда нужные нам утверждения: Я хороший, сильный, достойный, у меня достаточно ресурсов и сил, чтобы себя защитить. Человек начинает верить в это, он становится другим.

Под гипнозом можно заложить и триггер на развитие резервных возможностей. Как это? Каждый, наверняка, хоть раз слышал истории о том, как в критических ситуациях человек показывал удивительную выносливость, физическую силу и т.д. В условиях опасности его организм мобилизовался и выдавал сверхрезультат, чтобы выжить. Подобный механизм мы можем заложить в подсознание во время сеанса гипноза. А в нужный момент, когда жертве необходимо будет дать отпор обидчикам, она воспользуется триггером (который ей дадут на сеансе) и кратно повысит свои физические способности. Это может привести не только к улучшению психологических характеристик личности, но и к развитию навыков самозащиты и собранности в сложных и опасных для человека ситуациях. 

Помочь можно и обидчику-провокатору. Во время сеансы мы перенаправим его интерес и внимание с агрессии против жертвы в более конструктивное русло: работу, хобби, заботу о других, саморазвитие и т.д.

Записаться к психологу

Этот сайт использует cookies
Понятно