24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Спокойно, это не рак! Но расслабляться не стоит. Врач — о доброкачественных опухолях молочной железы

Текст: Кристина Головийчук, 2 августа 2023 1

Доброкачественная дисплазия молочной железы (раньше ее называли мастопатией) — это явление репродуктивного периода. То есть теоретически она может возникнуть у женщины примерно с 16 до 47 лет. Но в основном такие образования обнаруживают в возрасте 34–38 лет, говорит маммолог Республиканского клинического медицинского центра Леонид Семичковский.

Врач рассказал 103.BY, может ли доброкачественное образование молочной железы перерасти в злокачественное, почему диагноза «мастопатия» больше не существует, почему маммологи настороженно относятся к поздним первым родам и недолюбливают урбанизированные города.

Леонид Анатольевич Семичковский
врач-хирург-онколог-маммолог высшей категории ГУ «Республиканский клинический медицинский центр»

«Некорректно называть мастопатией все 12 возможных патологических состояний молочной железы»

— Понятие «мастопатия», которое продолжает использоваться в некоторых странах Восточной Европы, устарело. В мире этот архаичный термин не употребляется с тех пор, как вышла Международная классификация болезней 10 пересмотра (а было это в 1990 году).

Дело в том, что одним понятием «мастопатия» раньше называли от 9 до 12 патологических состояний молочной железы — это некорректно. Мы живем в эпоху доказательной медицины, которая стремится к максимальной точности: выставил диагноз — докажи; удалил что-нибудь — покажи и т.д.

В международной практике используется термин «доброкачественная дисплазия молочной железы». Это могут быть фиброаденомы, фиброкистозные болезни, просто циклические нарушения, какие-то специфические очаговые процессы.

«В 54 года уже должно быть 3 маммографических снимка. Однако в Беларуси много необследованных женщин»

Узловой процесс не диагностируется только руками — по современным меркам, обычная пальпация молочных желез считается недостатком диагностики.

Должны применяться методы объективной диагностики:

  • если это женщина репродуктивного возраста, достаточно ультразвукового исследования;
  • если наступила менопауза, добавляется рентгеновская маммография – она проводится каждые 2 года, начиная с 50-летнего возраста.

То есть, например, в 54 года уже должно быть 3 маммографических снимка. Однако в Беларуси много необследованных женщин. Бывает, что гинекологи не направляют пациенток на маммографию, хотя это подразумевают нормативные документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Но часто дело в беспечности самих женщин. 

Если в ходе инструментального исследования обнаруживается какое-то образование, назначается биопсия молочных желез. Причем сейчас биопсия выполняется с помощью ультразвуковой, рентгеновской или магнитно-резонансной навигации. Изолированное применение биопсии «наугад» кануло в Лету.

«Первые роды после 30 лет — один из основных факторов риска возникновения доброкачественной патологии молочной железы»

Доброкачественная дисплазия молочной железы — болезнь репродуктивного периода. То есть теоретически она может возникнуть у женщины примерно с 16 до 47 лет. Но самая массовая группа — это женщины 34–38 лет.

Зачастую доброкачественные образования молочных желез правильнее называть не болезнью, а болезненным состоянием. Оно может возникать, уходить, регулироваться диетой, изменением режима сна и бодрствования, фармакологическими средствами.

О болезни речь идет, когда увеличен железистый слой, расширена протоковая система, есть жидкостные образования молочной железы, фиброзные наслоения (фиброзно-кистозная болезнь).

Состояния, когда дело еще не дошло до фиброзно-кистозной болезни, могут быть связаны циклической мастодинией, то есть нерегулярностью месячного цикла, циклическими изменениями молочных желез и т.п. А циклические расстройства свойственны нерожавшим женщинам — их сопровождает недостаточность 2 фазы месячного цикла. После родов и завершения лактации, как правило, эти циклические расстройства проходят.

Следует учитывать возраст на момент родов. Первые роды после 30 лет — это один из основных факторов риска возникновения доброкачественной патологии.

Все дело в так называемой поздней гормональной стимуляции. Если организм «встряхнули» первый раз в более молодом возрасте, то к 30 годам уже все нормализуется. Если «встряска» произошла условно в 30, организму намного сложнее «успокоиться».

Если женщина рожала не один раз, то, как правило, никаких так называемых мастопатий не возникает. Во время беременности, грудного вскармливания в организме много гестагенов. А молочная железа как бы купается в гестагенах, и чем больше их, тем лучше. 

Если же женщина только выходит замуж в 35, а в 37 рожает первого ребенка с большим трудом (к этому возрасту часто появляются заболевания половой сферы, могут использоваться вспомогательные репродуктивные технологии), тогда это все не очень хорошо для организма. 

Главный враг здоровья груди — урбанизация. Мы живем в эпоху, когда женщине сперва нужно заработать на квартиру, машину, построить карьеру, объездить весь мир. И только потом можно выходить замуж и рожать ребенка попытаться забеременеть. 

Однако обществу нужно понимать, что гормональная стимуляция первый раз в 40 лет — это «взрыв» внутри организма. И как он на него отреагирует, неизвестно.

«Особого контроля требуют делящиеся состояния»

Какова вероятность, что образование молочной железы окажется злокачественным?

Есть большое исследование, где рассматривались результаты около тысячи биопсий, которые проводились по поводу различных состояний молочных желез. На рак пришлось 6%. То есть 94% — это доброкачественные процессы. 

Однако если это выраженные пролиферативные (делящиеся) состояния, они могут на каком-то этапе «сломаться» при наличии условий: неблагоприятные особенности репродуктивного периода, поздние первые роды, десинхроноз (если у человека сменный режим работы, например), наследственность.

Пролиферативные состояния требуют диспансерного контроля, наблюдения, дополнительного обследования с помощью УЗИ, рентгеновских методов, МРТ.

За год в Беларуси около 5 тысяч человек заболевает раком молочной железы.

«Фиброаденома может озлокачествляться, но крайне редко»

Если доброкачественные образования возникают в молодом возрасте, то это, как правило, какие-то циклические преходящие расстройства либо фиброаденомы, которые большого значения в онкопатологии не имеют.

Зачастую мы уделяем фиброаденомам слишком много внимания. Западные специалисты их даже не оперируют, если образование меньше 15–20 мм. 

  • Рак молочной железы — это эпителиальная опухоль (аденокарцинома).
  • Фиброаденома молочной железы — фиброэпителиальная врожденная доброкачественная стромальная опухоль. То есть ей сложно перейти в рак молочной железы в силу своих биологических возможностей. 

Однако фиброаденома может и озлокачествляться по типу саркомы. Но это редкое заболевание. На 200 случаев рака молочной железы встречается 1 саркома. Это при том, что рак молочной железы диагностируется примерно у 1 из 300 обследуемых женщин.

«У самообследования молочной железы есть и защитники, и противники»

Доброкачественные процессы молочной железы опасны тем, что могут маскировать рак за счет плотности ткани, что особенно актуально для женщин лет после 40.

И поскольку рак молочной железы мы видим ограниченно, приходится использовать не один, а несколько методов диагностики. Мы применяем УЗИ молочной железы — недостаточно, используем рентген — недостаточно, рентгеновские методики — их мало, используем МРТ с контрастированием, но все равно на какой-то вопрос можем не ответить. Делаем биопсии: тонкоигольную, трепанобиопсию, вакуумную биопсию. И только тогда, может быть, мы найдем этот рак. Все это очень дорого. Проще вести профилактическую работу.

Что касается самообследования, то у него есть и защитники, и противники. Конечно, никакой роли в ранней диагностике рака оно не играет. Дело в том, что при самообследовании мы находим пальпируемую область, то есть эта опухоль уже, скорее всего, во второй стадии, если не в третьей.

А вся современная диагностика — скрининг, сочетание методов — направлена на доклиническое определение опухоли, когда ее еще не видно и руками прощупать невозможно.

Вместе с тем кисту молочной железы, фиброаденому женщина может сама найти и сразу обратиться к врачу.

Также важно понимать, что есть агрессивные формы рака молочной железы, которые развиваются за несколько месяцев. И, представим, обследование пациентке провели в марте, опухоль возникает в мае, а человек спокойно себе ждет марта следующего года. Рак молочной железы ведь не болит, даже достигнув больших размеров. В таком случае самообследование помогло бы найти опухоль раньше.

Конечно, самообследование — это не спасение, но человек раньше придет к специалисту, ему будет назначено лечение.

Если брать международные стандарты — ту же Всемирную организацию здравоохранения, то самообследование из списка исследований не исключено.

Это несложно: в душе на намыленном теле нужно провести по молочной железе рукой в разных направлениях. При обследовании левой груди используем правую руку, для правой груди — левую. Если что-то проскользнуло под ладонью, чего раньше не было, нужно сразу идти к врачу. Или появились выделения, не связанные с беременностью, лактацией.

При наличии доброкачественных образований также могут быть физиологические выделения (белые, коричневые, зеленоватые, желтые), но они идут из обеих молочных желез, как правило. Это в пределах допустимого: железа ведь живая, протоки в ней не пересыхают.

Патологические выделения — самостоятельные, розовые, остаются на белье. И они обычно односторонние.

«Есть мнение, что с «мастопатией» не нужно ничего делать: наступит климакс — и она сама пройдет»

Заблокировать развитие доброкачественного образования в молочной железе мы не можем, поэтому речь идет больше не о лечении, а о регуляции процесса: мы регулируем месячный цикл; направляем женщину к гинекологу — пытаемся выровнять ее заболевания репродуктивной системы; прописываем лекарственные препараты, биологически активные добавки, гормональные регуляторы.

Нет такого, что назначается одна таблетка — и все прошло. Мы стремимся работать с целыми механизмами. Например, некоторые люди не переносят сменный режим работы — десинхроноз у них приводит к тяжелым состояниям. Тогда следует изменить условия труда, поскольку это очень серьезный фактор. Недаром в 2017 году Нобелевской премии были удостоены ученые, которые открыли молекулярные механизмы, контролирующие циркадный ритм.

Помимо этого, пациенту с доброкачественной дисплазией молочной железы требуется ежегодный контроль (если это активно текущий процесс, то чаще).

Есть сторонники того, что с «мастопатией» не нужно ничего делать: наступит климакс — и она сама пройдет. Большинство, может, и пройдет, но:

  1. часть из этих пролиферативных состояний, о которых мы говорили, за этот период трансформируется в рак молочной железы;
  2. мы не заметим вовремя генетически детерминированные опухоли.
Врожденные мутации генов BRCA1\2 приводят к возникновению рака молочной железы или яичников в возрасте до 40 лет в 85% случаев и требуют проведения профилактических операций. Но их доля в раке молочной железы не выше 5-7%.

Есть семейный рак молочной железы (передается от бабушки к внучке, например). Как правило, эти люди заболевают в довольно-таки позднем возрасте, долго живут. И чаще у этого заболевания благоприятно текущий характер, потому что мелкие генетические мутации накапливаются в семье постепенно.

Людям, которым требуется какое-либо лечение, важно знать, что есть такой полезный документ — Закон Республики Беларусь «О здравоохранении». Там написано о праве пациента на выбор лечебного учреждения, лечащего врача (если человек знает, где и кто лучше лечит, он может туда обратиться), праве знать информацию о своем диагнозе (некоторые медучреждения продолжают ее скрывать, особенно при выявлении онкологической патологии), прогноз заболевания, о праве на получение информации о методах и вариантах лечения. Все должно оговариваться и быть согласовано с пациентом.

«Рост заболеваемости раком молочной железы в мире остановился»

Повторюсь, что рак молочной железы — это болезнь урбанизации: у нас не очень хорошее качество еды, мы ложимся спать не с заходом солнца, а ближе ко второму часу ночи, когда выключится телевизор, многие женщины не рожают или поздно рожают…

Раком молочной железы каждый год в мире заболевает 2,4 миллиона человек, умирает от него 690 тысяч человек. Однако есть и хорошая новость. Еще недавно мы рассуждали, что рак молочной железы все больше распространяется. Но в настоящий момент рост заболеваемости остановился. Вероятно, он был связан с развитием диагностических методов. Теперь же практически во всех странах есть маммографические, ультразвуковые аппараты, МРТ, КТ — и заболеваемость стабилизировалась.

Фото: Александр Задорин

Читайте также: Маммолог — о раке груди: «Сегодня с этим живут долго. Да и хирургия не та, что раньше»

Этот сайт использует cookies
Понятно