24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Медицинский центр как бизнес. Виталий Ильин — о том, как одновременно быть управленцем и востребованным врачом

24 февраля 2023

Виталий Ильин почти 30 лет в медицине. Он кандидат медицинских наук, владелец медицинского центра, специализирующегося в области проктологии и лазерной хирургии «МедКлиник», прием у него расписан на недели вперед…

Но Ильин не мечтал быть доктором с детства, как полагается для красивой истории успеха. Он поступил в мединститут по совету родителей. А известным в Минске проктологом его сделали способность и желание учиться, умение много работать, принцип быть честным и делать как можно лучше все, за что берется.

Виталий Аркадьевич Ильин
врач-проктолог, кандидат медицинских наук, владелец МЦ «МедКлиник»

При всем этом открыть и развивать свой медицинский центр (к тому моменту врач имел опыт работы в 10 частных медицинских учреждениях) было непросто. Виталий Аркадьевич сделал вывод, что его понимание и знания об успешной работе медицинского центра не вписываются в стандарты работы имеющихся медицинских центров. Опыт работы в коммерческой медицине открыл те слабые стороны организации лечения пациентов, которые очень хотелось исправить.

Почему проктология, Виталий Аркадьевич?

— Начинал я с торакальной хирургии (хирургия органов грудной клетки), но это было не совсем то, чего хотел.

Поступил в клиническую ординатуру по хирургии на базе Больницы Скорой Помощи. Был восхищен четкостью и эффективностью подходов к организации лечения пациентов с экстренной патологией. Убедился в важности и эффективности организации, которая оказалась «выше таланта».

Однако стандарты хороши в стандартных ситуациях, а если ситуация нетипичная, здесь на первый план должна выходить Личность и умение решать проблемы.

В проктологии же все более предсказуемо и контролируемо: ты сам ставишь диагноз, назначаешь лечение, проводишь операцию, если она нужна; то есть и руководишь, и исполняешь всю цепочку. Стандарты и в ней есть, но они гибкие и охватывают больше вариантов, чем в целом в хирургии.

Здесь уж либо ты сам слабое звено, либо слабого звена нет. А я еще в детстве усвоил: что бы ты ни делал, старайся делать как можно лучше — плохо может получиться по воле случая (у тебя никогда нет полной информации) или — иногда — пациента.

Поэтому и решили открыть свой медицинский центр — не хотели ни от кого зависеть?

— Отчасти поэтому. А еще, поработав в разных клиниках, в том числе в Санкт-Петербурге, Москве, я понял, что могу сделать лучше в плане сервиса и лечения для пациентов.

Я всегда обращал внимание на то, КАК организована работа. Восхищался книгами Артура Хейли «Аэропорт», «Отель», где описано, как функционируют предприятия, особенности практически всех сотрудников... Я даже хотел поступать в институт народного хозяйства до того, как пошел в медицину.

«Работа любого учреждения, даже если там оказывают медицинские услуги, — это хозяйственная деятельность»

В Беларуси хорошо организованных процессов (не только медицинских) не так уж много, и мне очень хотелось сделать именно процесс – четкий, ясный, понятный и для докторов, и для пациентов.

Лечить людей и одновременно управлять бизнесом сложно?

— Успешно совмещать, мягко скажем, непросто.

Прежде всего, дело в наших специфических «медицинских мозгах». У многих врачей интересы ограничены исключительно медициной. Они живут в ней. Например, когда ты смотришь в микроскоп, то, что видишь там, кажется тебе всем миром; а все, что вне зоны обитания этих микробов и инфузорий, — ложным и ненастоящим. Такой подход нужен во врачебной среде, но он помогает только очень талантливым, гениальным врачам.

Всю ДРУГУЮ информацию медик обычно отсеивает как недостойную, нежелательную, мешающую работать и т.д. И если он не хочет, не готов расширять свое мировоззрение, то он не готов и управлять медицинским кабинетом и тем более центром.

Нужно понять, что работа любого учреждения, даже если там оказывают медицинские услуги, — это хозяйственная деятельность. 

«Имея медицинское образование, могу сказать, что управление сложнее медицины»

Грубо говоря, не каждому медику очевидно, что перчатки берутся не сразу из коробки, а закупаются на заработанные деньги. Как и иглодержатели, пинцеты и зажимы. Как и стерильное белье. Как и операционный стол...

Все, что есть в центре, куплено на заработанные нами деньги, которые принесли наши пациенты за то, что мы решили их проблемы. Если это получается хорошо, ты больше зарабатываешь. Если получается не очень, ты или ничего не зарабатываешь, или мало.

Такие базовые истины мне помогла понять супруга, у которой мышление совершенно не медицинское и к моменту открытия центра был большой опыт работы в коммерческих организациях.

Было много и других непрямых учителей: я брал пример с людей, с которыми работал, делал выводы… Но, кроме этого, считаю необходимым постоянно целенаправленно обучаться управлению. Нельзя же учиться грамоте без букваря? Сначала знания приходилось получать из книг, теперь есть много онлайн-курсов. Далеко не везде адекватная информация, но со временем учишься отсеивать ненужное и усваивать полезное.

«Всегда из всего нужно делать выводы. Это трудно, а еще иногда и неприятно»

Имея медицинское образование, могу сказать, что управление сложнее медицины. В медицине есть протоколы: в одних ситуация вот так нужно поступать, в других — вот так. А в управлении нет рамок и правил: нужно быть готовым к массе факторов, которые от тебя никак не зависят.

Например, видя тучу на небе, мы с детства знаем, что может пойти дождь. А такие взаимосвязи в социальных процессах приходится изучать уже в процессе жизни и работы.

Знания в области управления на голую основу не ложатся. Хотя бы какой-то опыт должен быть — пусть не руководства (хотя желательно), но взаимодействия с руководителями, наблюдения. И выводы, всегда из всего нужно делать выводы. Это трудно, а еще иногда и неприятно.

Насколько важна команда для успеха медицинского центра? Может, достаточно одного «звездного» врача?

— Я заработал репутацию еще до открытия своего центра. До сих пор ко мне ходят пациенты, которых я принимал 15 лет назад, прием расписан на недели вперед… Но один в поле не воин. Я в этом убедился, работая в одном медцентре, где особо не занимались маркетингом. Там и у меня — вроде бы, успешного доктора — приема не было. Поэтому: нет толковой команды, которая работает с тобой — нет и эффективной работы.

Например, очень важна роль администратора. Он должен определить: наш пациент или нет. Ведь бывает, что записали 5 человек, но из них только 2 профильных. А мы должны принимать лишь тех людей, которым реально можем помочь.

Команда должна быть такой, которой ты доверяешь. Поэтому я стараюсь принимать на работу не готовых специалистов, а людей, которые подходят нам по морально-деловым качествам. Ведь все равно есть профессиональное обучение, а есть должностное — на каждой работе свои нюансы, которым нужно научить человека. Если он попадает на «свое» место, то быстро растет.

Как частные врачебные кабинеты перерастают в целые медицинские центры?

— Открывать маленький бизнес, а потом расти вместе с ним лучше, чем сразу браться за большое дело. Это как посадить ребенка в автомобиль и сказать: «Видел, как папа ездит? Рули!». То же и здесь: «Видел, как заведующий/главврач отделением/больницей руководит? Управляй!».

Постепенно развивающиеся компании дольше живут. 

«Нужно быть и внутри процесса, и вне»

Сначала я сам работал в частном кабинете, потом еще один доктор появился. Со временем проктологический кабинет перерос в проктологический медицинский центр. А теперь в «МедКлиник» появились и другие направления. У нас 8 лицензий. 

Расширяться — это не самоцель. Просто среди пациентов есть запрос на обслуживание в одном медцентре, который их устраивает. В этом направлении и лучше работать.

Почему вы продолжаете принимать пациентов? Можно ведь просто управлять — времени и сил больше останется…

— Во-первых, есть пациенты, которые хотят лечиться только у меня.

Во-вторых, так можно потерять чувство реальности — и будет неадекватная картина происходящего. Мы ведь не сеть продовольственных магазинов, работающих по жесткому стандарту. В медицине много деталей, нюансов, которые требуют личного участия, чтобы принимать разумные управленческие решения. Нужно быть и внутри процесса, и вне. Я стараюсь так балансировать, хотя это очень сложно.

«Залог качественной работы врача — дать пациенту немного больше, чем он ожидает от тебя получить»

Как не перегореть с такой загрузкой?

— У меня нет рецепта, к сожалению. И устаешь, и перегораешь, и решаешь рабочие вопросы дома… Жена периодически ругает, что я не умею отдыхать. И я признаю это.

Хотя у меня есть занятия, которые позволяют переключиться, но работать приходится много. 

А вот для сотрудников у нас 6-часовой рабочий день, чтобы они не уставали и были продуктивными. Пациент ведь приходит к доктору с проблемами и ожиданиями, что ему помогут. Но если врач принял уже десятки человек до этого, он только мечтает быстрее поехать домой.

А залог качественной работы врача — дать пациенту немного больше, чем он ожидает от тебя получить.

Фото: Александр Задорин

Этот сайт использует cookies
Понятно