24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Ребенок дышит через рот? Ортодонт и логопед объяснили, как распознать нарушения прикуса и чем они опасны

22 февраля 2023 2

Замечаете, что ребенок смотрит мультики с открытым ртом, храпит, скрежещет зубами ночью, часто устает, невнимательный? Вероятно, у него нарушен прикус. Эта проблема может сопровождаться частыми простудами, аденоидами, отитами, аллергическим ринитом.

По статистике у 40% людей есть миофункциональные нарушения (МФН) зубочелюстной системы, то есть как минимум у каждого 3-го человека. Это означает, что вы или кто-то из ваших знакомых, скорее всего, живете с МФН, даже не подозревая об этом. И с каждым годом нарушения прикуса встречаются все чаще. 

О проблеме рассказали 103.BY ортодонт Анна Богданец и логопед Дарья Сенькова.

Что это такое — миофункциональные расстройства?

Анна Андреевна Богданец 
врач-стоматолог, ординатор на кафедре ортодонтии БГМУ:

— Миофункциональные расстройства (МФР) — это нарушение работы  внутриротовых мышц и мышц лица (языка, мышц щек, круговой мышцы рта), которые приводят к аномальному развитию челюстей и формированию неправильного прикуса, а также к ухудшению качества жизни.

К каким проблемам может привести неправильный прикус?

— Много к каким! Давайте разбираться.

С помощью мышц наша зубочелюстная система выполняет такие функции как:

  1. сосание;
  2. глотание;
  3. жевание;
  4. речь;
  5. дыхание.

Если выполнение хоть одной функции будет нарушено, это приведет к дисгармонии всей зубочелюстной системы.

Возьмем для примера глотание. В норме у ребенка после 3 лет должен быть соматический глоток, то есть в процессе глотания язык прижимается всей своей поверхностью к нёбу, создавая вакуум в полости рта, и при этом слюна продвигается в глотку. В этот момент на нёбо оказывается колоссальное давление, стимулируется рост верхней челюсти.

Но представим, что у ребенка короткая уздечка языка и он не может даже достать до нёба. В такой ситуации язык остается лежать внизу и при глотании будет либо упираться в передние зубы, либо прокладываться между ними, что приведет к выталкиванию зубов вперед. При этом слюна будет вытекать в преддверие полости рта. И чтобы ее проглотить, ребенку придется сократить мышцы щек и губ, как бы подсосать слюну обратно в полость рта, а затем завершить акт глотания. И так он будет делать каждый раз, когда ему потребуется проглотить слюну или пищевой комок.

В такой ситуации увеличивается тонус щек — и мы наблюдаем щекастеньких деток после 3 лет. Нам кажется это милым, но это один из признаков нарушения функций у ребенка.

На этом все не заканчивается. Раскаченные щеки становятся настолько сильными, что теперь они оказывают давление на верхнюю челюсть, тем самым как бы схлопывая ее. В результате верхняя челюсть отстает в развитии, не создается должный объем кости для размещения всех зубов.

Мы разобрали, как можно получить неправильное положение зубов на примере нарушения одной функции, но это только один вариант развития патологии, а их множество.

Как понять, что у ребенка нарушен прикус?

— Признаков достаточно много.

Ортодонтические проблемы:

  • неправильное расположение зубов;
  • неправильный прикус;
  • ортодонтический рецидив (например, зубы смещаются назад после брекетов);
  • дисфункция височно-нижнечелюстного сустава (например, боль в челюсти, затрудненное жевание, щелканье или запирание челюсти).

Проблемы с речью:

  • шепелявость;
  • трудности с произношением других звуков;
  • неточная или невнятная речь.
Дети, которым сложно произносить звуки правильно, часто сталкиваются с трудностями, когда начинают учиться читать и писать.

Проблемы с приемом пищи:

  • ограничительная диета (часто с предпочтением мягких, обработанных пищевых продуктов);
  • трудности с грудным вскармливанием;
  • слюнотечение во время еды или питья;
  • грязный или шумный прием пищи;
  • чавканье, пережевывание пищи с открытым ртом.

Проблемы со сном и дыханием:

  • храп (явление это частое, но не нормальное в любом возрасте — человек должен проконсультироваться с врачом-отоларингологом);
  • апноэ во сне;
  • плохое качество сна (это может привести к проблемам с вниманием, поведением и повлиять на успеваемость в школе или на работе);
  • частое дыхание ртом, а не носом;
  • аллергии.

Почему дыхание через рот — это патология?

Дарья Петровна Сенькова
миологопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria:

— В носу у нас есть волоски-фильтры, которые очищают воздух и способствует согреванию воздуха. Человек с рождения должен дышать через нос. А вот рот нужен нам, чтобы жевать и глотать. Дышать ртом так же неестественно, как есть носом.

Предлагаю родителям понаблюдать за дыханием ребенка:

  • ночью поднесите к носу и рту ребенка зеркало или мокрый палец, чтобы понять, чем дышит ребенок;
  • днем сделайте это, когда ребенок смотрит мультики или играет.

Могут быть разные причины того, что ребенок дышит через рот.

1. Он родился преждевременно или роды были осложненными — в его носовые ходы и рот могли быть вставлены трубки. Если купол нёба ребенка становится высоким и узким (в силу любых причин), это уменьшает размер носовых ходов и затрудняет носовое дыхание. 

2. Искривление носовой перегородки, частые воспалительные заболевания полости носа, аденоиды, полипы, отек слизистой оболочки полости носа, инородные тела в полости носа и др.

3. Открыл рот во время болезни — привык.

4. Вредные привычки — сосание пальца.

5. Бутылочное вскармливание и пустышка также могут быть виноваты в  формировании высокого и узкого купола нёба — из-за неправильной формы соски бутылочки, а также задействованных движений и сил, совершенно отличных от тех, что вовлечены в процесс грудного вскармливания. 

При кормлении грудью ребенок захватывает сосок материнской груди, и «выдаивает» молоко, прижимая язык плотно к нёбу, что помогает правильному формированию его свода. 

Кроме того, в состоянии покоя при сомкнутых губах язык располагается в куполе нёба, что позволяет поддерживать и сохранять его правильную форму. 

6. Нижняя позиция языка. В норме язык находится вверху, на нёбе.

7. Слабые губы.

Какие последствия могут быть у ротового дыхания?

Ребенок/взрослый дышит ртом → теряет кислород снижена сатурация → изменение химического состава крови.

Нарушения дыхания ведут к плохому кровоснабжению организма. Мозг получает недостаточно кислорода, поэтому такие дети плохо высыпаются, становятся гиперактивными, плохо учатся.

Если ребенок привык дышать ртом, его язык всегда находится внизу, а не прижат к нёбу. В этом случае мышцы языка слабые. Во сне язык еще больше расслабляется и западает назад, блокируя дыхательные пути.

Также при нижнем положении языка верхняя челюсть хуже развивается, сужается. А значит, сужаются и носовые ходы — становится еще труднее дышать носом. 

Когда ребенок спит с закрытым ртом и прижимает язык к верхней челюсти, это стимулирует правильное челюстно-лицевое развитие. Расширяется челюсть и носовые ходы, улучшается тонус языка, ровные зубы.

Внимание! Во сне ребенок должен дышать носом, а губы должны быть сомкнуты. Ротовое дыхание вредно для здоровья. Если вы замечаете, что иногда ребенок несколько секунд не дышит или храпит, это симптомы серьезного нарушения — обструктивного апноэ сна.

Желтоватый налет на зубах, много кариеса — это признаки ротового дыхания.

Как глотание связано с прикусом?

— Если вы видите, что ребенок во время питья берет стакан зубами, при глотании жидкости и еды делает кивок головой, запрокидывает голову, вытягивает шею, надувает щеки, это ненормально.

Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. До 2 лет, пока сохраняется сосательный рефлекс, во время глотка язык совершает движение вперед назад, упирается в губы. По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребенка перестраивается на соматический — когда язык расположен в передней трети твердого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

При правильном глотании язык находится на нёбе, делает движение волны. Очень важно для правильного глотка положение языка в покое. Точка покоя находится вверху за передними зубами — примерно там, где мы говорим звук Н. От точки покоя начинается соматический глоток.

У многих детей язык не в точке покоя, а лежит внизу — сохраняются инфантильный и смешанный типы глотания, при которых во время глотка участвуют мышцы шеи и лица. А они должны быть неподвижны во время глотания.

Почему может сохраняться инфантильный тип глотания?

— Бывают разные причины.

  1. Отсутствие активного жевания с 6 месяцев: сосательный рефлекс не замещается жевательным, жевательные мышцы плохо работают, что приводит к открытому рту.
  2. Сосание пустышки, пальца.
  3. Ротовое дыхание: язык лежит внизу, соматический глоток не формируется.
  4. Короткая уздечка языка — ограничивает подъем языка вверх.
  5. Соматические причины. Заболевания ребенка приводят к ослабленности — в таком случае не до правильных рефлексов.

Не норма, когда при глотании напрягаются мышцы челюсти, видны зубы, язык, надуваются щеки перед глотком. Также ребенок не должен во время глотка помогать себе глотать щеками, запрокидывать голову, во время питья брать стакан зубами.

Повышенный рвотный рефлекс в 5 лет — это сигнал о нарушении глотания.

Как глотать? Взять небольшую порцию воды в рот, сомкнуть губы и зубы, поднять язык на нёбо, проглотить. Внимание! Мышцы лица не участвуют в глотании. Двигается только «подъязычная косточка».

Как ребенок должен жевать?

— Можно заподозрить нарушения, если ребенок долго ест; запивает еду водой; отказывается от твердой пищи: не любит яблоко, морковь, мясо (отбивные, шашлык, просит порезать на кусочки); долго держит еду во рту; глотает не до конца пережеванную пищу.

Обратите внимание: может, у ребенка вовсе отсутствуют перетирающие движения челюстью во время еды.

  • Чтобы не допустить таких проблем, в 6 месяцев нужно вводить ребенку прикорм (отварные овощи).
  • В 1 год он уже должен жевать комочки, даже если нет зубов — жевать деснами. Давление на челюсти, массаж десен поможет прорезаться зубам.
  • Ребенку до 2 лет можно простимулировать жевание — предлагать твердые продукты. Отсутствие твердой пищи провоцирует замедление роста челюстей и неправильное формирование расположения зубов.
  • После 2 лет чаще всего приходится обучать жеванию, стимуляции недостаточно. В норме жевание ритмично, губы сомкнуты, дышит нос.

Жевание имеет большое значение в развитии челюсти и прикуса. Рекомендуется использовать боковые движения в этом процессе.

Эти функции — дыхание, жевание, глотание — определяют форму челюстей и прикус.

Итак, еще раз:

  1. дышать правильно носом;
  2. глотать — без участия губ, щек, шеи, головы, с языком в куполе нёба;
  3. жевать правильно твердую пищу на обеих сторонах с участием языка и перетирающих движений.

Если у вас или вашего ребенка наблюдаются какие-то нарушения в этих процессах, подумайте о консультации со специалистом.

Какие врачи работают с миофункциональными нарушениями?

Анна Андреевна Богданец 
врач-стоматолог, ординатор на кафедре ортодонтии БГМУ:

Консультант по грудному вскармливанию может помочь с трудностями кормления грудью, в том числе вызванными короткой уздечкой языка.

Ортодонты, стоматологи-хирурги и ЛОР-врачи могут диагностировать, корректировать прикус и выполнять операции по освобождению уздечки языка. ЛОР также может помочь со всеми проблемами дыхательных путей, включая закупорку дыхательных путей и нарушения дыхания во сне (например, храп).

Полезная ссылка Ортодонтия в Минске Выбрать медицинский центр и врача

Логопеды и миофункциональные терапевты могут лечить поведенческие проблемы, связанные с орофациальными миофункциональными расстройствами, тренируя носовое дыхание, оптимальные модели жевания и глотания, помогая избавиться от оральных привычек и обеспечивая до- и послеоперационный уход за людьми после коррекции уздечки языка.

Логопеды также могут работать над проблемами речи, вызванными МФР.

Полезная ссылка Логопед в Минске, дефектолог Консультация специалиста, диагностика

Очень важно, чтобы специалист, к которому вы идете, прошел обучение по орофациальным миофункциональным расстройствам. Это все еще зарождающаяся дисциплина в медицине, так что многие врачи не обучены диагностике и лечению МФР, а некоторые могут даже не знать о них. Поэтому не бойтесь спрашивать специалиста об обучении в этой области. 

И помните, что ранняя диагностика — залог успеха любого лечения, в том числе миофункциональных нарушений.

Следите за 103.BY в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Viber, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Этот сайт использует cookies
Понятно