Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Для чего ребенку правила? Мнение психолога

Текст: Проль Екатерина, 3 мая 2018 578

Некоторые западные методы воспитания основаны на почти полной свободе ребенка, никаких ограничений. Но далеко не все с этим согласны. Мы спросили психолога Татьяну Шаранду, нужны ли на самом деле в доме определенные правила, которые соблюдают и взрослые, и дети?


Татьяна Шаранда
практический психолог
консультант по вопросам семьи и брака
руководитель психологического центра развития

— Мой ответ — обязательно. Правила — это основа выживания. Что дают в жизни человека наличие и соблюдение правил?

Пример для взрослых. Представим, что отменили ПДД. На дорогах вседозволенность (но не свобода!). Есть чувство безопасности? Нет! С детьми все точно так же.

Общество живет по определенным законам, их необходимо соблюдать. Окружающий мир — это не родитель, который может на многое закрыть глаза, это территория четкой и жесткой системы. Научив ребенка понимать причинно-следственную связь правил (если я их нарушаю, то будут проблемы), родитель обеспечивает безопасность жизни ребенка в этом мире.

Но невозможно научить правилам детей, если сам их не соблюдаешь. Они легко, без труда прививаются детям, когда для самих родителей такое поведение естественно.

Если муж принес из своей родительской семьи привычку благодарить за обед, то без лишних усилий и младшенький научится быть благодарным маме за ее труд. Это и есть золотое правило воспитания: «Делай, как я».

Правда, бывают правила, которые ребенку сложно соблюдать в силу его возраста, его психологической незрелости или обычного их непонимания. Тогда необходимо подбирать правила, учитывая особенности темперамента малыша.

Дети со слабым типом нервной системы более ранимы, более чувствительны к внешним ситуациям, имеют малый энергетический запас. Правила для таких детей должны составляться с учетом их пассивности, медлительности. Быстрота смены видов деятельности — не вариант. Например, за 15 минут застелить постель, почистить зубы и собрать портфель — такие простые, казалось бы, указания могут спровоцировать тяжелейший стресс для ребенка. Повторю, меланхоликам необходимо растянутое во времени действие.

Для холериков (сильный и неуравновешенный тип НС) длительная и монотонная работа, наоборот, опасна протестом. Правила должны составляться с учетом его большой активности и переключаемости, с трудностями в концентрации внимания.

Но дети есть дети, и какой бы тип НС ни был, приучать к дисциплине лучше всего через игры с правилами, начиная с сюжетно-ролевых и настольных. По мере взросления подобные игры должны быть еще и подвижными. Так ускоряется процесс самоконтроля и самоуправления.

На данном Веб-сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.