Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

1 сентября для самых маленьких: как подготовить ребенка к детскому саду

Текст: Мария Бобова, 1 сентября 1697

 

В день знаний ребята, которые были в старших группах детского сада, идут в школу, освобождая места для более юных воспитанников. И каждая мама волнуется. Как отреагирует малыш на то, что останется без нее с незнакомыми взрослыми и детьми? Как вести себя, если он дерется в садике или раздаривает игрушки? Готовим малышей к детскому саду.


 

Для начала: как приучить к садику


 

 

Приведите распорядок дня ребенка в соответствие с режимом садика. Лучше это сделать за 1-2 месяца. Пусть он пораньше встает, в определенное время завтракает и гуляет, а потом обязательно спит. Делать это нужно постепенно.

Если ребенок мало общался со сверстниками и другими взрослыми, стоит и в садик его водить постепенно. Об этом часто пишут мамы на форумах и в соцсетях. Если мама в декрете, а в садике позволят провести ваш эксперимент, то подобная схема должна помочь.

Сначала приходите в детский садик вместе с ребенком, как в гости. Наблюдайте за ним и мягко подталкивайте к общению с детьми и воспитателями, если он стесняется или боится. Как только увидели, что он привык, оставьте его одного сначала на час-два, а потом постепенно увеличивайте время расставания.

Если ребенок много играет на площадке вместе с другими детьми, то вам, скорее всего, не придется осуществлять этот план.

 

Все разговоры о садике с ребенком должны носить только позитивный характер. Говорите ребенку о плюсах: о том, сколько новых  друзей у него появится, как там интересно и весело, много игрушек и разных игр.

Расскажите о том, как дети хотят ходить в детский садик, но не могут, так как еще слишком маленькие и многое не умеют — это может придать ребенку ощущение взрослости, своего «особенного» и очень ответственного положения, что добавит нужного настроя.


 

Различные ситуации в детском саду


 

Ряд часто встречающихся ситуаций рассмотрела психолог высшей категории и психотерапевт Татьяна Михеенко вместе с порталом «Сегодня».

Многие проблемы возникают из-за поведенческих реакций детей, которым их прямо или косвенно обучили родители. А значит, работать над проблемой, возникшей в саду, нужно прежде всего внутри семьи.

Не хочет утром идти в детсад — учим общаться

Частая проблема для многих родителей: утром ребенок в истерике, что не хочет идти в садик. Слезы могут продолжиться и в стенах детского сада. Возможно, это происходит из-за того, что малыш не умеет пока существовать в коллективе и вне дома.

Не стоит сразу отказываться от сада, ребенок должен научиться общаться. Не бойтесь слез — сейчас он расстраивается, но потом ему будет легче в школе, где умение контактировать необходимо. Получить навыки социализации на детских площадках невозможно: да, дети играют с ровесниками, но за спиной всегда есть родитель, который защитит или подскажет пути решения конфликта, не дав малышу даже толком осознать ситуацию.

Не вмешиваемся, если ребенок подрался с товарищем

Если драки происходят один раз в два-три месяца — это нестрашно и допустимо. Такова одна из форм взаимодействия детей, и предпринимать ничего не стоит. Если же драки происходят чаще — стоит выяснить подробности конфликтов у самого ребенка и воспитателя.

Когда дерутся ребята одного возраста, не спешите вмешиваться. Таким образом дети учатся отстаивать личностные границы, а это умение им пригодится во взрослой жизни. Также подобные драки со временем сходят на нет.

Если чужой ребенок не просто дерется, а ведет себя агрессивно (например, кидается стульями, угрожает вилкой выколоть глаза), то ваше вмешательство необходимо. Стоит сделать это и в том случае, если драчун старше вашего ребенка или нападающих двое. А своему малышу внушите, что о такой неравной атаке он должен обязательно рассказывать воспитателю.

Категорически запрещено во всех случаях решать проблему с обидчиком — только с его родителями.

Если зачинщик драк — ваш ребенок, рассказывайте ему на примере действий вымышленного мальчика или девочки, как можно взаимодействовать с детьми в той или иной ситуации без кулаков.

Если подарил игрушку другу, похвалите, но не покупайте новую

 

Проявление щедрости у детей нужно хвалить. И в случае, если ребенок с радостью рассказал о том, что подарил игрушку, и если он плачет, желая вернуть подарок назад. Можно сказать примерно так: «Молодец! Я горжусь тобой! Теперь твой друг счастлив и радуется, так поступают настоящие друзья».

Также объясните, что подарки не забирают. Ни в коем случае нельзя говорить: «Не расстраивайся, купим новую». Это учит не щедрости, а расточительству.

Если же дарения происходят с завидной регулярностью — насторожитесь: возможно, это подкуп с целью расположить другого ребенка (детей), а такое нередко происходит при заниженной самооценке. Работайте над ее повышением и чаще хвалите своего малыша.

Борется за лидерство — каждый вечер играйте в настольные игры

 

Дети, которые хотят стать лидером и быть в центре внимания, но не получают такой возможности или теряют эти позиции, могут доставить много проблем: отказываться идти в садик, часто драться и обижать других детей, не слушать воспитателей. Подобные реакции вызывает злость из-за невозможности быть победителем.

Выход — каждый вечер играйте с ребенком в любые настольные игры. Самое главное — ни в коем случае не поддавайтесь. Это будет тренировать его умение принимать поражение.

При этом, проигрывая сами, говорите: ох, не смог! Ну, ничего, в следующем раунде победа за мной. Это закрепит у ребенка понимание, что жизнь — это череда побед и неудач, и приучит его спокойно реагировать на такое положение вещей.

Избавляем от зависти с помощью слова «зато»

Если ребенок огорчается из-за того, что односадовец принес в сад классного робота или модную куклу из мультика, не оставляйте это без внимания. Покажите ему, что он не хуже других детей, которым покупают такие игрушки. Говорите примерно так: «Зато у тебя есть машина на управлении, а у Васи и Маши — нет».

Если просит купить «такую игрушку, как у них», говорим: «Я услышала, и как будет возможность — куплю». Если ребенок не бредит этой игрушкой и не напоминает вам о ней через раз — забудьте о ней.

Не отстает и продолжает выпрашивать — постарайтесь купить альтернативу ей, равноценную по сути, но более щадящую для вашего бюджета. А если ребенок выдаст: «Это же, не как у Васи», снова сакцентируйте его на «зато».

Если у малыша отбирают игрушки — учите не ябедничать, а обличать

 

Объясните ребенку, что в таком случае нужно громко сказать: «Эта игрушка моя, и я тебе ее не давал». Как правило, публичное обличение действует на отбирающего, как стоп-кран, а ваш ребенок обходится от ябедничества.

Если отбирающий — ваш ребенок, то на примере истории сказочных героев из раза в раз разбирайте действия и чувства отнимающего и его жертвы. Например, шел зайчик с корзиной морковки. А на мосту его остановил другой заяц и отобрал корзинку. Ваши вопросы ребенку: «Что почувствовал первый заяц?», «Почему именно это?», «Было бы приятно второму зайцу, если бы у него отобрали корзину?», «Как должен поступить второй заяц, если захотел моркови или подержать корзинку?», «Что он должен сказать первому зайцу?». Такой анализ будет записывать в сознании ребенка адекватные реакции на желание поиграть чужой игрушкой.

Громко демонстрирует интимные части тела — акцентируйте внимание на руке

Демонстрирует вам (и не только вам) попу или гениталии — мол, ого-го, что у меня есть! Скажите пренебрежительно, без особого интереса, едва взглянув на демонстрацию: «Ну, да, а еще у тебя есть руки, ноги и голова». Не увидев особенного интереса у родителей, ребенок и сам потеряет к этим частям тела интерес.

Не переживайте, что ребенок продолжит «демонстрацию» в детсаду, откуда наверняка ее и принес. Повышенный интерес к интимным местам — часть полового развития детей.

Ну а если ребенок снимет штаны в ответ на просьбу убрать разбросанные игрушки, объясните недопустимость такой реакции. И не делайте акцент на оскорбительности именно этого способа выражения протеста.

Подготовлено с использованием материалов: segodnya.ua, adalin.mospsy.ru, montessorivlad.ru