Первые испытания вакцины против рака прошли успешно: на шаг ближе к медицинскому прорыву

Текст: Мария Бобова, 7 июля 2017

Ученые все ближе подходят к созданию лекарства от одной из самых страшных болезней. Онкологи из США, Германии и Австрии доказали, что испытанные ими вакцины против рака безопасны и клинически эффективны для профилактики меланомы. Два подробных исследования опубликованы в журнале «Природа» (Nature).

В ходе первой фазы клинических испытаний ученые проверяли вакцину на 20 персонализированных  веществах, связанных с раком кожи. У четырех из шести пациентов, которым была сделана прививка, в течение 25 месяцев не наблюдалось рецидивов рака кожи — меланомы (возврат болезни после кажущегося ее прекращения).
Этот вид рака не самый распространенный (по статистике 3-4 место), но один из самых опасных.

Немецкие и австрийские ученые также сообщили о применении этого персонализированного подхода. У восьми пациентов через 23 месяца после вакцинации опухоли исчезли.

Уникальность исследования в том, что учеными был создан процесс, который включает всестороннее сравнение отдельных мутаций и последующее вычисление специальных клеток — нео-эпитопов. Это позволяет онкологам изготовить вакцину на основе РНК, которая будет уникальной для каждого пациента.

Эпитоп — так называют фрагмент белковых молекул,
которые может «увидеть» иммунная система. А найденный учеными нео-эпитоп позволяет иммунитету распознать белок на злокачественной клетке и затем атаковать ее. То есть нео-эпитоп — своеобразная «мишень», в которую должен бить наш иммунитет.
Рибонуклеиновая кислота  (РНК) принимает участие в синтезе белка. Одна из трех важнейших макромолекул, две остальные — это ДНК и белок.

«Наше исследование демонстрирует, что отдельные мутации могут быть использованы в лечении, открывая путь к персонализированной иммунотерапии для пациентов с онкологическими заболеваниями», — рассказали ученые.

Специалисты планируют приступить ко второй фазе клинических испытаний вакцины. В процессе им также предстоит определить эффективность лекарства в борьбе с другими видами рака.