Ученые создали наночастицы, которые программируют иммунные клетки для борьбы с раком

Текст: Мария Бобова, 20 апреля 2017

Такой вывод сделали ученые из Центра исследований рака Фреда Хатчинсона в США. Группа специалистов разработала наночастицы, которые могут проникать внутрь иммунных клеток и активировать их для борьбы с раком, например, лейкемией. Исследование опубликовано в журнале «Природа Нанотехнологии» (Nature Nanotechnology). Также кратко о нем рассказывается на сайте «ЮэрикАлерт» (EurekAlert).

«Наша технология — первая в своем роде. Наночастицы программируют в Т-клетках (лимфоцитах) способность распознавать опухоли и бороться с ними», — рассказал один из руководителей исследования доктор Маттиас Стефан. «Перепрограммированные клетки начинают работать в течение 24-48 часов и продолжают производить антигенные рецепторы в течение нескольких недель. Это очень перспективная технология, она дает установку иммунной системе быстро найти и уничтожить раковые клетки до того, как болезнь станет смертельной».

Ученые выяснили, что найденные наночастицы способны перепрограммировать значительную долю Т-клеток. Это проявилось после эксперимента на мышах. Выживаемость мышей с лейкемией благодаря наночастицам увеличилась, в среднем, на 58 дней. Но медики утверждают, что необходимы дополнительные исследования, прежде чем испытать новый метод иммунотерапии на людях.

Наночастицы переносят гены, кодирующие химерные антигенные рецепторы (CAR). Попадая в организм, антигенные рецепторы перепрограммируют лимфоциты и нацеливают их на борьбу с раковыми клетками, на поверхности которых имеются соответствующие антигены.

«Слава Богу, у меня никогда не было рака, но если бы у меня был этот диагноз, я бы хотел начать лечение как можно быстрее, до активного развития болезни, — сказал Стефан. — Я хочу сделать клеточную иммунотерапию методом диагностики и лечения одновременно, чтобы в амбулаторных условиях болезнь стали лечить моментально, как только она диагностируется».

По словам ученого, иммунотерапия — только начало. Теоретически наночастицы могут помочь пациентам, чья иммунная система нуждается в стимуляции, но они не могут ждать несколько месяцев, пока придет обычная вакцина.

«Мы надеемся, что это может быть использовано для инфекционных заболеваний, таких, как гепатит или ВИЧ».

Эксперимент финансировался Центром исследований рака Фреда Хатчинсона, Обществом лейкемии и лимфомы, Национальным научным фондом Пи Бэта Пси (Phi Beta Psi), Национальным научным фондом и Национальным институтом рака.

Подготовлено с использованием материалов: eurekalert.org, lenta.ru