Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Белорусский офтальмолог создал тетрис-тренажер для глаз

1781 5
Автор: Мария Бобова / фото: Анна Кулакевич

«Аист-Пик» — это компьютерная игра, которую создал…офтальмолог! Чем примечательна разработка и могут ли подобные тренажеры помочь при близорукости — об этом и многом другом в интервью с кандидатом медицинских наук, врачом-офтальмологом Ефимом Константиновичем Сорочкиным.

Я поступил в медицинский отчасти потому, что не очень хотел работать с сухими математическими формулами. Мне больше нравились биология, физика, химия. Но страсть к изобретениям осталась с детства и стала спутником в моей профессии. Видишь проблему у пациента и думаешь, какими методиками, тренажерами, комплексами можно ее решить. 

У меня было много разработок, некоторые из них забылись и не вышли в свет. А некоторые запатентованы, прошли весь комплекс необходимых проверок – и сейчас используются и продаются. Такие, как комплекс «Аист-Пик» и домашний тренажер, амблиостимулятор «Аист-01ЛК». 

Поясним, что амблиопия или «ленивый глаз» — это функциональное, обратимое понижение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе. Глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объемную. 

А бинокулярное зрение – способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами. То есть при нарушениях один глаз слабо задействован в зрительном процессе.

Ефим Константинович просто и доступно рассказал нам, как работает его изобретение. В комплекте с игровым диском идут очки с цветными стеклами: синим и красным.

Нужно разделить изображение для двух глаз, чтобы каждый из них видел независимую картинку. Один глаз видит одну часть и один цвет, второй — другое изображение в другом цвете. Как это работает: очками разделяются светофильтры. Похожие очки вы могли видеть в 3D кинотеатре: одно стекло синее, второе красное. Стекла пропускают один цвет, а второй — поглощают. То есть один глаз будет видеть только элементы красного цвета, другой — только синего. Прохождение и выполнение игры возможно только в том случае, если оба глаза воспринимают изображение.

Мы попробовали примерить очки и немного поиграть. Надев очки, мы закрыли один глаз — с экрана тут же пропали красные кусочки тетриса, которые были внизу. Мы видели только один элемент — синий, который потихоньку спускался сверху. Закрыли второй глаз — у нас пропала синяя фигурка, но появилась красная. Теперь мы смогли понять, как видят люди с амблиопией и проблемами бинокулярного зрения.

Настройки этой компьютерной игры помогают подогнать цвет, яркость, насыщенность, контрастность под необходимые параметры зрения. Если у человека один глаз видит лучше, а второй хуже, то можно усилить воздействие для слабого глаза, тем самым заставив трудиться оба. 

Также у разработки есть фишка, которую я не видел еще нигде — это мерцание фигур в игре. Они не статичны, а мерцают с частотой, приемлемой для работы глаза — 12 герц. Такой импульсный характер лучше стимулирует зрение.

Среди людей до сих пор бытует мнение, что компьютер однозначно портит глаза, а здесь компьютерную игру создал офтальмолог… Ефим Константинович сразу предвосхитил наш вопрос и прокомментировал эту ситуацию так:

Палка всегда о двух концах. Нет однозначно вредных и однозначно полезных вещей. Ведь если вы выпьете сразу 30 литров воды, вы умрете, хотя вода полезная штука, а яд, наоборот, может быть целебным. Все дело в дозировке. Так и с компьютером и компьютерными играми. В каких-то дозах это не только безвредно, но и полезно. Из плюсов компьютерных игр можно отметить то, что развивается мелкая моторика, сенсорика, координация и мышление. 

Из минусов — долгое сидение за компьютером вызывает гиподинамию (пониженную подвижность). И в то же время в процессе игры возникает куча эмоций, вырабатываются гормоны стресса, опасности, адреналин. Эти гормоны бьют по сосудам, сосуды сжимаются, ухудшается кровообращение, а выхода всему этому нет. Если бы человек реально двигался, то мышцы перерабатывали бы эти гормоны, а если не двигаться, то это только во вред.

Поэтому есть определенные дозировки и гигиенические нормы. В данном случае у нас максимальное время сеанса игры 15 минут, для младших категорий — 10 минут.

На вопрос, есть ли в планах разработки игровых комплексов, которые бы помогали при близорукости, дальнозоркости, астигматизме или дальтонизме, Ефим Константинович ответил так: 

Дальтонизм, например, врожденная вещь, и пока еще я не видел работ или исследований, которые бы продвинулись в том, как это вылечить. Ведь, например, при близорукости глаз растянут и удлинен, а это можно исправить только хирургическим вмешательством, а никак не таблетками или чем-то подобным. Естественно, при близорукости и дальнозоркости грамотно подобранные гигиенические рекомендации, комплекс витаминов и микроэлементов могут как улучшить общее состояние, так и затормозить прогрессирование этих болезней, но никак не вылечат полностью. 

Мы также спросили у Ефима Константиновича, могут ли, по его мнению, глазная гимнастика и препараты, например, содержащие чернику, полностью излечить глазные заболевания.

Гимнастике — как глазной, так и общей — уже очень много лет, эти все упражнения были описаны еще в древних йоговских методиках. Все эти упражнения, безусловно, полезны для глаз, они улучшают кровообращение, доставляют полезные вещества к глазу. Однако нельзя думать, что они излечат заболевание. Да, они улучшат состояние, возможно, близорукость даже перестанет прогрессировать, но гимнастикой она не излечится. 

Касательно препаратов, содержащих чернику, про которые вы упоминали. Они стоят много, но тоже не вылечивают болезнь. Если у человека есть возможность приобретать их, то это его право. Какую-то пользу человек получит, но пусть не рассчитывает, что он прозреет.