«Доктор, есть вопрос…». Правда ли, что лампы для сушки ногтей вызывают рак?

6 сентября 2023

В январе 2023 года американские ученые опубликовали результаты исследования, которое показало, что после воздействия ультрафиолетовой лампой для сушки ногтей в клетках млекопитающих могут происходить мутации. Вскоре в СМИ начали появляться новости со ссылкой на исследование о том, что якобы маникюр вызывает рак.

Как действуют маникюрные лампы? Лампа для сушки ногтей представляет собой корпус с козырьком, внутри которого расположены источники УФ-излучения. Под ее воздействием меняется молекулярная структура гель-лака — он затвердевает, а не высыхает. В результате применения лампы покрытие застывает за несколько минут или даже секунд.

Иван Иванов, врач-онколог медицинского
центра «Здоровье»

Опасна ли УФ-лампа?

— Поскольку воздействие УФ-лучей повышает риск онкологии, некоторые исследователи связывают появление меланомы и немеланомного рака на ногтях и тыльной стороне руки с использованием маникюрных ламп.

Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего несколько раз облучили клетки человека и лабораторной мыши с помощью лампы. Через 48 часов они оценивали повреждения ДНК и степень мутации.

Анализ жизнеспособности клеток показал, что УФ-излучение цитотоксично, из-за чего снижается жизнеспособность клеток. Так, однократное двадцатиминутное облучение вызывало гибель 20–30% клеток. А три последовательных облучения с такой же продолжительностью разрушали уже 65–70% клеток.

Кроме того, ученые оценивали генотоксичность — потенциальный вред для генетического материала клетки с угрозой нарушения его целостности. А также степень окислительного повреждения, состояние митохондрий и анализировали мутации в клетках.

В целом определенные нарушения ученые обнаружили только в экстремально облученных клетках, а мутации и вовсе проявились только в одном образце клеток человека. Также авторы отмечают, что при лабораторном эксперименте клетки «могут накапливать нефизиологические фоновые мутации, которые будут отличаться от мутаций, которые обнаруживаются в нормальной коже человека».

В выводах указано, что эксперимент «не дает прямых доказательств повышенного риска рака у людей». Необходимы дальнейшие исследования.

не поленитесь проверить родинки - вот список клиник