Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Школа – источник знаний или болезней?

1 сентября 2011 468

1 сентября в Беларуси отмечают один из самых любимых праздников – День знаний. Благодаря бурному развитию науки и технологий мир беспрерывно меняется, открывая все новые, поистине фантастические возможности. При этом он требует постоянного пополнения интеллектуального багажа, совершенствования способностей, профессионального и творческого роста. Сегодня обучение в школе зачастую является источником высоких психологических и физических нагрузок школьников, которые становятся причиной ряда заболеваний.

Так, по пути из 1-го в 11-й класс число детей, имеющих различные хронические заболевания, увеличивается в четыре раза. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 3-5 раз, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения. В структуре заболеваемости детей болезни глаз занимают второе место после болезней органов дыхания, составляющих до 60% от всех детских болезней. Третье место по распространенности занимают болезни органов пищеварения, нередко провоцируемые неправильным питание школьников и употреблением детьми фаст-фуда. Четвертое место в структуре детской заболеваемости занимают травмы и отравления.

Исправить ситуацию удастся тогда, когда не только врачи, но и педагоги осознают приоритет формирования здорового образа жизни школьников. Ученые доказали, что здоровье человека только на 7-10% зависит от медицины и более чем на 50% - от самого человека. Эффект воспитания школьника снижается, если учитель совместно с другими вопросами учебной программы не раскрывает «секреты» здоровья, если он не использует в полном объеме гигиенические правила организации учебно-воспитательного процесса. Состояние здоровья детей часто ухудшается под влиянием неблагоприятных условий в школе: вынужденной позы, духоты, недостаточной освещенности, мебели, которая не соответствует пропорциям тела ребенка, учебной нагрузки. Ослабление внимания, пассивность детей, чрезмерная подвижность на уроке являются результатом саморегуляции физиологических функций организма, что позволяет детям снять усталость и сохранить здоровье. Учитель должен помочь школьникам переключить внимание, провести физкультминутку, организовать подвижную перемену. Комплекс мер по улучшению здоровья школьников составляют также дифференцированная учебная нагрузка, физкультурные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, закаливание, создание воздушного и светового режима в классе, которые содействуют устранению причин болезненного состояния.