24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Прочитать генетический код ребенка по крови его матери?

18 декабря 2010

Уникальность данного открытия заключается в том, что теперь можно будет узнать о многих генетических заболеваниях плода, не подвергая его лишнему риску. Как данные тесты ученые проводили ранее, и как они их будут проводить завтра?

Ранее, если было подозрение на то, что ребенок может страдать от каких-то серьезных генетических болезней, необходимо было брать пробы из лона его матери. Результатом таких манипуляций могли стать выкидыш или нарушение нормального течения беременности, именно поэтому на такой тест обычно шли только в случае крайней необходимости.

Революционность же того метода, о котором мы говорим, заключается в том, что теперь брать кровь на анализ можно будет, к примеру, из пальца беременной женщины, и этого будет вполне достаточно. Кстати говоря, ученые и раньше знали о том, что часть генома ребенка циркулирует по крови его матери, однако, ту часть, которую они могли выделить, для проведения анализа было недостаточно. Впервые порог в 20% перешел китайский ученый Деннис Ло (Dennis Lo) в творческом сотрудничестве с американскими коллегами из калифорнийской компании Sequenom, заявившие, что смогли выделить 94% генома плода, и на этом не собираются останавливаться. Каким именно образом был выделен геном ребенка?

Это ученые, объявившие о прорыве, также не скрывают. По их словам, для того, чтобы подойти к стопроцентному рубежу им пришлось изучить ДНК биологических родителей ребенка, а также взять маленькую частичку плаценты самого плода. На основании этого материала ученые проверили около 900 различных вариаций, придя к выводу, что ребенок, наследовавший одно из заболеваний отца, от матери получил здоровую наследственность.

По словам исследователей, они сейчас очень далеко находятся от того, чтобы предложить свою разработку на рынок, однако, не исключают, что через определенное время она туда действительно может попасть. Это произойдет сразу же после того, как сократятся сроки обработки данных (на сегодняшний день от момента взятия проб и до момента озвучивания результата проходит около полугода, что, учитывая сроки беременности, вряд ли кого-то особо заинтересует), а также после того, как стоимость на подобную процедуру, которая на сегодняшний день составляет около 200 долларов, снизится хотя бы в сто раз.

Между тем, далеко не все ученые уверены в том, что данная процедура на самом деле необходима. Да, действительно, говорят они, при ее помощи можно установить вероятность наличия у ребенка, к примеру, синдрома Дауна, однако, насколько данная вероятность вероятна? Ни один исследователь не может сообщить, что ребенок действительно болен, говоря лишь о существующем риске. Учитывая, что прогноз врача многими родителями воспринимается как диагноз, неродившийся ребенок очень часто так и остается неродившимся, подвергаясь процедуре абортирования. Не редко без всяких серьезных показаний к этому. Кроме того, говорят ученые, геном человека настолько же разнообразен, насколько разнообразно само ДНК, а потому заявлять о полной расшифровке генома эмбриона, да еще на основании и плазмы его матери – это как-то слишком смело.

Те, для кого медицинская этика пока имеет значение, заявляют, что если подобные исследования попадут в широкие массы, то где гарантия того, что времена Спарты не вернутся, с той лишь разницей, что на этот раз избавляться будут не от рожденного ребенка, а от эмбриона? Другими словами, данная возможность порождает скорее множество других вопросов, на которые найти ответ не так-то уже просто. Имеет ли право ребенок на свою индивидуальность? Морально ли абортировать эмбрион, не будучи полностью уверенными в том, что он действительно болен? Не приведут ли такие исследования к стандартизации человека, предсказанной еще футурологами?

Наверное, в любом случае решение принимать родителям, им решать, проводить ли подобную процедуру, должен ли их ребенок появиться на свет при определенном риске его отхождения от заданных стандартов. Тем не менее, риск того, что государство рано или поздно вмешается и сюда никто не исключает, и вот тогда будет действительно страшно.

Лисиченок Ольга,
журналист портала "103.by"

Этот сайт использует cookies
Понятно