Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Белорусский рынок платной медицины сегодня

18 декабря 2010 2656

Белорусский рынок платной медицины сегодня предлагает услуги потребителю как минимум по 34 основным медицинским специальностям. Наиболее широко представлены такие направления, как стоматология, хирургия (особенно пластическая), урология, гинекология, косметология, неврология и психотерапия.

Развитие и внедрение в практику здравоохранения современных медицинских технологий, методик, медицинского оборудования и аппаратуры способствовали расширению спектра медицинских услуг.

По данным маркетингового исследования, в структуре отечественного рынка платных услуг населению доля медицинских услуг занимает около 5% объема рынка. Первоначально, в структуре частной медицины преобладали частные врачи - их доля составляла до 60% от общего объема предложений в области частной медицины, на сегодня она сократилась до 30-35%.

Несмотря на то, что наибольший процент белорусов - около 67% все так же обращается в государственные поликлиники, доля обращающихся в коммерческие учреждения увеличивается, на сегодня она составляет порядка 33%. Минский рынок платной медицины в среднем прибавляет в объеме порядка 20% в год. Более 45% жителей Минска обращаются в платные медицинские учреждения из-за высокого качества оказываемых услуг.

В 2009 году темп роста платных медицинских услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 122,0%, что соответствует плановому заданию. Около 70,0 тыс. ино­странных граждан получили медицинскую помощь на платной основе, что на 18,2 тыс. больше, чем в 2008 г. Экспорт медицинских услуг в 2009 году составил $14 млн. За 11 месяцев 2010 года платных медицинских услуг было предоставлено больше на 11%, чем за аналогичный период прошлого года. На экспорте медицинских услуг в 2010 году Беларусь заработала 16 млн. долларов. По словам первого заместителя министра здравоохранения Беларуси Валерия Ходжаева, данное направление деятельности медицинских учреждений в Беларуси активно развивается, особенно в сфере высокотехнологичных услуг — трансплантации органов и тканей, кардиохирургии, нейрохирургии, а также в областях травматологии и ортопедии, взрослой и детской онкологии. Экспорт медицинских услуг в 2011-2015 годах планируется увеличить в пять раз.

Перечень платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения,регламентируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2009 № 182 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 01.02.2010 № 142).

Данный перечень включает 37 наименований, в том числе косметологические услуги, пластическую и эстетическую хирургию, физиотерапевтические услуги, стоматологические услуги, оказание медико-социальной помощи по желанию граждан на дому, разработку индивидуальных диет, массаж и т.д.

Основополагающим документом, регулирующим формирование цен на платные медицинские услуги, является

Инструкция о порядке формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2003 № 51 (с изменениями и дополнениями в соответствии с

Постановлением Министерства здравоохранения от 15 июля 2009 г. № 81 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/21344 от 20.08.2009 г.). Инструкция № 51 устанавливает единый порядок формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В то же время в Республике Беларусь при формировании и насыщении рынка платными медицинскими услугами, выделяются характерные и специфические особенности данного сегмента рынка, к которым следует отнести ниже перечисленные.

  1.  Потребности потенциального покупателя медицинских услуг в этом сегменте рынка в высшей степени зависят от его личных, индивидуальных, культурных и национальных качеств, а также от конкретной медико-социальной проблемы, трактующей соответствующее падение либо возрастание спроса.
  2. В период полного относительного здоровья потенциальный потребитель медицинских услуг (пациент, клиент) убежден, что ему нечего приобретать у производителей медицинских услуг. Отсюда низкий спрос на профилактические медицинские услуги. И действительно, у относительно здорового человека, как правило, не возникает явных потребностей в укреплении и сохранении этого конкретного здорового состояния и отсутствует потребительский спрос на какие-либо медицинские процедуры. Такова объективная психологическая сущность здорового человека.
  3. Исходя из предыдущего утверждения, в сегменте рынка профилактических медицинских услуг в определенной степени отмечается отсутствие потребительского спроса, либо спрос этот крайне низок, и неактивное присутствие производителя медицинских услуг на этом рынке оказывается крайне нерентабельным.
  4. В рамках данного сегмента рынка высокая дифференциации потенциальных клиентов (дети с широкой потребностью в иммунопрофилактических услугах, люди преклонного возраста с потребностями динамического наблюдения и превентивными мероприятиями по недопущению обострений имеющихся болезней и т.д.). По сути дела эффективная маркетинговая деятельность на этом сегменте рынка – это осуществление отношений медицинского работника с каждым конкретным индивидуальным клиентом. Образно говоря, сегментирование сводится до уровня личности.
  5. Сильное влияние на эффективность предоставленной медицинской услуги факторов, напрямую не связанных с медицинской деятельностью. Так, возрастающую роль в развитии рынка платных медицинских услуг играет государство.

Таким образом, наличие сегмента рынка платных медицинских услуг востребовано и внутри и за пределами Беларуси. В то же время требуется рад дополнительных шагов государства, обеспечивающих динамичное развитие коммерческих и государственных лечебных учреждений. Так, развитие медицинского туризма в республике требует пересмотра стоимостей туристических виз в Республику Беларусь, которые в настоящее время для граждан Великобритании составляют 342 долл. США, а для большинства других европейских стран 180 евро. Развитие рынка платных медицинских услуг внутри республики требует реформирования системы белорусского здравоохранения, стимулирование системы добровольного медицинского страхования, создания цивилизованного рынка платных медицинских услуг.