Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Цена белорусского здоровья

28 апреля 2011 529

Другими словами, как рассказал журналистам в рамках бизнес-форума «Фармацевтический бизнес Беларуси» эксперт исследовательской компании «Интелликс-М», при выборе лекарств белорусы все чаще останавливаются на дорогих импортных медикаментах. Если смотреть на цифры, то в прошлом, 2010 году, общий объем рынка медпрепаратов достиг отметки в 676 миллионов долларов США. Годом ранее этот показатель был равен 615 миллионам долларов. И это при том, что количество проданных упаковок лекарственных средств остается приблизительно одинаковым.

Если разбить всю сумму на количество проживающих в стране граждан, то получается что в прошлом году на приобретение лекарственных средств каждый белорус потратил в среднем 71 доллар и 35 центов. Годом ранее на те же цели из семейных бюджетов было выделено всего 65 долларов. Таким образом, средняя стоимость одной лекарственной упаковки остановилась на отметке в 1 доллар и 78 центов. Аналогичный показатель года 2009-го – 1 доллар 64 цента, а года 2007-го – 1 доллар 22 цента.

С каждым годом в белорусских аптеках все сокращается количество проданных тут дешевых лекарств, чья стоимость оценивается менее, чем в 1 доллар США. Параллельно с этим резко увеличились объемы продаж лекарств, стоящих более 5 долларов США.

Одновременно с этим продолжает расти разница в стоимости между отечественными и зарубежными лекарствами. На сегодняшний день первые обходятся покупателю в четыре раза дешевле, чем вторые. Аналитик «Интелликс-М» объясняет это не тем, что стоимость импортных лекарств растет, а тем, что в рамках проводимой правительством страны политики по импортозамещанию иностранные препараты автоматически заменяются на свои более дешевые белорусские аналоги, в следствие чего на розничном рынке остаются лишь более дорогие зарубежные медикаменты.

В прошлом году белорусские производители впервые смогли увеличить свою долю присутствия на белорусском рынке в денежном измерении. Прошлогодний рост денежной выручки составил 23 процента от всего объема реализованных в стране препаратов. Для сравнения, в позапрошлом, 2009 году, этот показатель составлял 20 процентов. Проданные белорусские лекарственные препараты обгоняют иностранные не только по суммам продаж, но и по количеству приобретенных жителями страны в аптеках упаковок. Тут этот показатель в прошлом году составил 58 процентов.

Одновременно с этим снизилось количество купленных витаминов. Падение продаж измеряется 8 процентами. К слову, уменьшение количества продаваемых витаминов – это общемировая практика. Впервые отрицательное сальдо тут было установлено в 2008-ом году, и с этого времени производители витаминов так и не смогли выйти из кризиса. Почему так? По мнению все того же эксперта «Интелликс-М» падает спрос не только потому, что к витамином утеряно доверие, но и потому, что ряд производителей к минеральным компонентам стали добавлять биологически активные вещества.

Несмотря на существенные показатели по росту, белорусская фармакология уже в самом ближайшем будущем может оказаться на грани выживания. Причина – изменение условий лицензирования медицинских препаратов, производимых в странах-участницах Таможенного союза.

Из-за того, что к 2015 году Россия, Беларусь и Казахстан откажутся от дорогостоящего лицензирования производимых у себя лекарственных средств, рынок Беларуси всего за несколько месяцев текущего года может быть полностью оккупирован дешевыми российскими лекарствами. Опасение у специалистов вызывает и тот факт, что у правительства, разработавшего программу по предотвращению грядущего кризиса, есть всего лишь общие наработки по поддержанию предприятий-производителей. Так, в государственной Программе действий правительства Беларуси на 2011-2015 годы прописаны лишь некоторые правила льготирования отечественных производителей медикаментов. По словам экспертов, этого очень и очень мало. Для того, чтобы сохранить отечественную фармакологию, придется перенимать иностранный опыт, в первую очередь – казахский. В этой стране, говорят эксперты, системы защиты отечественных производителей многоуровневая. Тут не только выдача льготных кредитов на строительство предприятий медицинской отрасли сроком на 10 лет, но и финансовая поддержка экспортеров, а также налоговые льготы покупателям дорогостоящего медицинского оборудования.

Подготовила Ольга Минская