24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков

16 декабря 2021

Статью подготовил врач психиатр-нарколог ПНД
Борисовской ЦРБ
С.С. Шестерин

Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь, токсические вещества и наркотики (психоактивные вещества).

Что такое психоактивные вещества?

Психоктивное вещество (ПАВ) — любое вещество, способное при однократном приеме изменять психическое состояние человека (настроение, самоощущение, восприятие окружающего), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, при систематическом приеме может вызвать психическую или физическую зависимость. 

Основные признаки употребления ПАВ у подростков:

  • снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;
  • отчужденность, скрытность и лживость;
  • эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;
  • компания подростка зачастую состоит из лиц более старшего возраста и некоторые из них имеют опыт употребления ПАВ;
  • эпизодическое наличие крупных или небольших сумм денег;
  • изменение аппетита. Периодическая тошнота, рвота;
  • сужение или расширение зрачков, состояние оглушенности, заторможенности;
  • подросток периодически исчезает из дома;
  • на вопросы родителей о том, где бывает, чем занимается, с кем проводит время, отделывается бессмысленными отговорками;
  • лжет по любому поводу;
  • за короткий период времени полностью сменился круг друзей;
  • количество телефонных разговоров у подростка резко увеличилось;
  • не проявляет интереса к семейным делам и проблемам. 

Основные причины употребления ПАВ:

  • уход от скуки, поиск ярких впечатлений, заполнение жизни переживаниями, любопытство;
  • получение возможности установления контактов с членами значимой группы, неумение сказать «нет», желание быть похожим на «крутого парня», старшего авторитетного товарища, личный пример родителей;
  • желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания;
  • безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, эксперименты от скуки;
  • решение проблемы плохого, неустойчивого настроения, уход от депрессии.

Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие

Приобщение подростка к употреблению психоактивных веществ проходит через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного добровольного отказа ребенка от наркотика или токсиканта в процессе развития зависимости ожидать не приходится, за исключением редких случаев на этапе первых проб.

  1. Первые пробы. Они возможны во дворе или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все», при определенном стечении обстоятельств.
  2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для этого условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных средств ребенок не испытывает.
  3. Психическая зависимость. Появление потребности принимать психоактивное вещество, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения.
  4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному введению в организм психоактивного вещества. Может выступать как крайнее проявление зависимости.
  5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотика (токсиканта), в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный синдром, причиняющий подростку выраженные страдания, в том числе физические расстройства, эмоции тоски, тревоги, злобности и агрессии на окружающих и самоагрессии, вплоть до попыток самоубийства (суицидальные попытки).
  6. Повышение толерантности (чувствительности) к наркотику. Состояние организма, когда отмечается все менее выраженная ожидаемая реакция организма на определенную дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к наркотику и в результате необходимая доза возрастает в 10–100 раз по сравнению с первоначально вводимой. Соответственно увеличивается токсическое, разрушительное действие препарата на организм.

Последствия зависимости от ПАВ

Социальные последствия употребления ПАВ:

  • нарушение социального развития и функционирования – способности общаться с другими без психоактивного вещества, налаживать дружеские связи, любить, понимать других, учиться, накапливать здоровый жизненный опыт, решать повседневные проблемы, делать успехи, преодолевать трудности;
  • конфликты в семье, в школе, прогулы, финансовые трудности, нарушение закона, необходимость постоянно лгать себе и другим людям, одиночество.

Психические последствия употребления ПАВ:

  • проблемы с организацией собственной деятельности;
  • нарушение внимания, памяти, умения думать, понимать, воспринимать новую информацию;
  • эмоциональные нарушения:
    — раздражительность;
    — легкая возбудимость;
    — склонность к сниженному настроению;
    — агрессивность;
    — злость;
    — падение активности;
  • нарушения мышления:
    — подозрительность;
    — изменение темпа и функций мышления;
    — галлюцинации;
    — чувство безнадежности;
    — мысли о самоубийстве, действия, направленные на самоповреждение, попытки самоубийства, совершенные самоубийства.

Другие медицинские последствия употребления ПАВ:

  • изменяется внешний вид (вялая мимика, бессмысленный взгляд, монотонная речь, бледность, расслаивание ногтей, выпадение волос, похудание);
  • поражаются внутренние органы (нервная система, пищеварительная система, имунная система, печень, сердце, дыхательная система (хроническое воспаление, снижение обоняния, его потеря), репродуктивные органы).

Ухоженный, накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Родители так боятся, чтобы дети не наделали ошибок в жизни, что не замечают, что не дают им жить. Они попирают и нарушают их права, данные им от рождения, а потом удивляются их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.

Ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет, что можно делать, а чего следует избегать.

Этот сайт использует cookies
Понятно