Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

В детский сад: за и против

28 января 2014 1196

Как бы нам ни хотелось подольше держать своих детей при себе, каждый ребенок неизбежно взрослеет, у него появляются не только новые возможности, но и новые потребности. И дома мы далеко не всегда можем удовлетворить эти потребности, а также создать адекватные условия для дальнейшего развития возможностей.

Не правда! — возмутитесь вы. — Я много вкладываю в ребенка: мы постоянно читаем, много рисуем и лепим, в общем, развитие полным ходом. Однако надо понимать, что развитие — это не только подготовка к тому, чтобы хорошо учиться в школе. Это и подготовка к жизни в целом. И в детском саду существуют такие возможности обеспечить эту подготовку, каких дома нет.

Что же может дать детский сад?

Представьте ситуацию: вы уже полтора года в декретном «отпуске», из людей и видите только ребенка и мужа. И вот в один прекрасный день вы заявляете мужу: я больше не могу так, меня убивает это однообразие, — и срываетесь к подруге, в клуб или любое другое место на ваш выбор. И это вполне законно. А теперь представьте своего малыша: он уже два-три года только и занят тем, что слушает ваши книжки; вы говорите ему: «Да погоди, так не лепят, смотри, я тебе покажу», вы его одеваете — потому что если он будет одеваться сам, вы никогда не выйдите гулять. В общем, практически все решаете и делаете за него. Не закрадывается ли у вас подозрение, что ему иногда тоже хочется немного самостоятельности, хочется сделать такое дело, о котором вы не знаете, потом рассказать о нем, чтобы вы удивились и похвалили? В саду поводов проявить самостоятельность хоть отбавляй: сам маши ложкой, если голодный, сам одевайся (воспитатель не успевает помочь тридцати человекам), игрушки можно выбрать самому. И это, хоть и шокирует детей на первых порах, является одной из важных составляющих психологического благополучия. Ведь человек только тогда может оценить себя высоко, когда у него есть доказательства своей успешной самостоятельной деятельности. Дома ребенок может вполне успешно творить, но для создания подлинной самостоятельности возможностей не так уж и много. В общем, идем с сад за самостоятельностью.

Есть и еще одна необходимая деталь детского развития, которую мы также не имеем возможности «отшлифовать» дома. Речь об общении со сверстниками. Да, возможно, у вас всегда полный дом детей, и вы знаете всех ровесников в округе. Но даете ли вы своему чаду возможность самостоятельно пообщаться хоть с одним из них? Нам очень важно, что подумают другие об успешности нашей системы воспитания, поэтому, когда наш малыш отбирает у Пети игрушку, мы тут же отнимаем ее и отдаем хозяину со словами: «Зачем ты отнял, это же Петина?» Если кроха отдал кому-то свое, мы тоже накинемся на него: «Ну что ты за растяпа, вечно все раздаешь?». В общем, не даем ребенку шанса пронаблюдать хоть одну жизненную ситуацию от начала до конца. А потом ребенок в школе опять столкнется с этими же ситуациями и будет очень растерян оттого, что ему придется решать их самому. Ведь он привык, что, когда что-то происходит, из-за спины тут же появляется мама и решает проблемы. Детский сад даст ребенку возможность выработать базовые ответы на стандартные жизненные ситуации. Если у малыша есть такой опыт, ему будет легче адаптироваться в любом новом коллективе. Да и потом, ведь лучше будет, если наши дети переболеют отниманием и раздачей игрушек пораньше, чтобы в школе выйти на новую ступень и учиться налаживать какие-то более взрослые отношения, например, дружбу или взаимопомощь.

Еще в жизни ребенку может пригодиться бесценный опыт общения с чужими взрослыми людьми, подчинения определенным правилам. Ведь в школе ему встретится большое количество малознакомых взрослых, и будет лучше, если ребенок придет к ним готовый находить общий язык. Да и привить привычку каждое утро вставать и отправляться за знаниями, на работу, проще в раннем возрасте. Подросшего ребенка, не испытавшего необходимости в течение долгого времени рано подниматься и куда-то идти, наверняка это очень сильно шокирует.

Минусы детского сада

К сожалению, образовательные учреждения попадаются очень разные.

1. Не так уж редки случаи, когда личностям заведующей и ее собаки выказывается намного больше почета и уважения, уделяется намного больше внимания, чем всем воспитанникам вместе взятым.

2. Детский сад очень сильно стандартизует детей. ДОУ — не самое лучшее место для неординарных личностей, для развития каких-либо уникальных способностей.

3. Дети в саду не получают навыков поведения дома, в семье, не имеют возможности видеть презентацию того, как родители должны вести себя между собой и относиться к детям. Поэтому иногда у «общественных» детей могут возникнуть проблемы с созданием своей семьи и поведением в ней.

Опыт самостоятельного пребывания ребенку дошкольного возраста однозначно необходим. Однако очень важно подобрать хорошее заведение, из которого ваш малыш принесет больше положительных приобретений, чем отрицательных. И еще: если ваш ребенок три недели подряд с воплями протеста выходит из дома — не верьте воспитателям, это не нормальная адаптация. Так быть не должно, ребенка что-то травмирует. И это веский аргумент за то, чтобы поменять учреждение. Ищите и найдите именно ваше место, такое, где вашему карапузу будет хорошо. Удачи!

Наталья Мухина