Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Ребенок и компьютер: 3 мифа

15 января 2014 930

Компьютер стал неотъемлемой частью жизни взрослых. И дети, стремясь брать с нас пример, уже в очень раннем возрасте обращают свое внимание на этот обязательный атрибут современной жизни. Перед любым заботливым родителем, естественно, встает вопрос: запретить (мол, успеет еще наиграться) или допустить к общению с техникой?

       Жизнь диктует нам однозначный ответ: разрешить. «Но это же жутко вредно! Ребенок ослепнет, будет плохо учиться или убьет кого-нибудь», — схватятся за сердце бабушки. Действительно ли общение с компьютером так вредно, как кажется многим, и можно ли как-нибудь уменьшить негативное влияние? Попробуем разобраться.

Миф первый: компьютер вредит детскому здоровью. Конечно, утверждать, что компьютер абсолютно безопасен для здоровья ребенка, было бы не совсем верно. Говоря о дошкольниках, нельзя не учитывать, что ведущей их деятельностью является движение, физическая активность. Сидение же перед экраном монитора эту активность сводит на нет. Дети, сидящие перед компьютером, выглядят парализованными, все их внимание полностью поглощено. Кроме того, восприятие информации с экрана дает очень большую нагрузку на глаза, что приводит к их переутомлению, которое может в дальнейшем стать причиной ухудшения зрения.

Но проблема-то не в компьютере, а в неправильном его использовании! Все эти негативные влияния нужно просто минимизировать: не давайте ребенку сидеть за компьютером более получаса подряд. После 30 минут работы сделайте перерыв, который будет наполнен физической активностью. Глаза за это время тоже отдохнут. Кроме того, пока ребенок находится за компьютером, помогите ему следить за осанкой, соблюдать расстояние минимум 70 см от экрана до глаз; не давайте работать в темноте. Это поможет вам избежать многих проблем со здоровьем.

Миф второй: компьютер негативно влияет на познавательную активность, в том числе приводит к снижению успеваемости в школе. Действительность такова, что и в интернете, и среди игр, в том числе и тех, что называются развивающими, очень много мусора. Некоторые его образцы безобидны, некоторые же действительно вредны, так как могут привить ребенку неправильные моральные нормы и ценности. В этой ситуации на совести родителей лежит тщательный и ответственный выбор информации, которую ребенок получает с экрана монитора. Затрудняетесь сделать этот выбор самостоятельно — посоветуйтесь с педагогами в саду или школе, с родителями, чьи нравственные качества и уровень образования не вызывает у вас сомнений.

Интересно, что возможность использования компьютера в работе с дошкольниками обсуждалась педагогами еще в конце 1980-х годов. Для этого даже проводились специальные научные исследования и были сделаны следующие выводы: компьютер, при грамотном выборе развивающих программ, не только повышает интерес к учебе, но и значительно ускоряет процесс усвоения новых знаний. Так что ваш грамотный выбор поможет сделать из вашего юного исследователя вовсе не двоечника, как обещают нам наши бабушки, а вполне толкового человека.

Миф третий: работа за компьютером приводит к социальной изоляции. Актуально это утверждение только для патологических геймеров, людей, которые с целью убежать от реальных проблем, уходят в игру на очень длительное время. Если же говорить о детях, дошкольниках и школьниках, причиной их реальной изоляции от социума может стать полное отсутствие опыта общения с компьютером. То есть, если все на переменке обсуждают, как играли вчера вечером в «Angry Birds», а ваш ребенок и слыхом не слыхивал про вредных пернатых, то у него есть все шансы оказаться белой вороной.

Тут ваша задача, как заботливого родителя, постараться, чтобы наличие чисто развлекательных игр в жизни ребенка было строго дозированным. Пусть у школьника будет что обсудить со сверстниками, но при этом не давайте игре перерасти в зависимость. Внимательно следите, с какими целями ребенок подходит к компьютеру, с каким настроением работает за ним. При малейшем подозрении, что ребенок пытается зарыться в мир игр, спасаясь от реальных проблем, не бездействуйте. Пытайтесь решить проблемы реальной жизни самостоятельно или обращайтесь к специалистам. Главное не допустить превращения ребенка в игромана.

Человеку вообще почему-то свойственно сопротивляться прогрессу. Каждый стремится выдумать какую-нибудь отговорку, чтобы можно было не осваивать новое, не пускать его в свою жизнь. Однако совершенно ясно, что компьютера в нашей жизни в ближайшее время станет только больше. Поэтому правильнее было бы не лишать ребенка возможности освоить столь значительную область современных знаний и умений, а привить нормы поведения во время работы с современной техникой и правильное отношение к этому процессу.

Наталья Мухина