Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Ребенок жадина?

14 января 2014 908

Представьте ситуацию: ваш ребенок мирно играет в песочнице, вдруг к нему подходит другой карапуз и норовит забрать самую нужную формочку или любимую лопатку. Ваш молодец, естественно, встает на защиту своего имущества. Далее обычно разражается скандал: крики обоих детей и громкие обвинения в жадности. Не торопитесь вставать на сторону обвинителей и вешать на своего кроху какие-либо ярлыки, давайте сначала разберемся.

Одной из важнейших областей познания для детей в возрасте до трех-четырех лет является определение  возможностей собственной личности, границ своего Я. Известно, что для ребенка в соответствующем возрасте границы этого Я распространяются значительно дальше собственного тела. Ребенок не до конца отделяет себя от  ближайших родственников, от места проживания, от предметов, которые ему принадлежат и постоянно его окружают. Весь привычный мирок вокруг — это и есть его Я. Поэтому потеря любой, даже кажущееся взрослому незначительной, части для ребенка — это целая трагедия.

И тут вдруг родная мама собственноручно, по требованию малозначимых людей, забирает у ребенка его собственность и отдает, по непонятным причинам, в чужие руки. Маме-то понятно, что сделала она это ради того, чтобы соблюсти внешние приличия: мы, мол, люди не конфликтные и щедрые, и я, видите, и ребенка в таких же правилах рощу. Для ребенка же таких условностей не существует, и то, что творится, для него предательство и произвол, а значит, надо погромче сопротивляться.

Если ваш карапуз не желает давать свои игрушки другим, самым неправильным вариантом поведения родителя будет игрушку у ребенка насильно отобрать, чужому малышу отдать, да еще и своего жадиной обозвать. Такими действиями вы не только не привьете воспитуемому щедрости и дружелюбности, но и можете напрочь отбить охоту подходить к людям. «Пойдем, мама, на площадку, где деток нет», — вполне может заявить малыш, которому часто «вдалбливают», что надо делиться. Ведь на той пустой площадке не надо пребывать в постоянном напряжении, отстаивая свое Я.

Кроме того, не очень хорошей идеей будет ругать или наказывать малыша за нежелание делиться: это никак не поможет вам научить ребенка взаимодействовать и ладить с людьми. Намного лучше поможет достичь этой цели обсуждение всех эпизодов взаимодействия с окружающими. Обговаривать эти моменты лучше всего отойдя в сторонку или дома, где в ваш разговор не могут вмешаться посторонние и где имуществу ребенка ничего не угрожает. В таких разговорах высказывайте свое мнение, приводите примеры, рассказывайте о том, какие выгоды извлечет для себя ребенок, если будет делиться. Но ни в коем случае не обвиняйте его, не стыдите, ни с кем не сравнивайте.

Что сказать своему чаду на этот счет, легко придумает каждая заботливая мама. Выходя гулять, предупредите ребенка, что на площадке будут другие детки, и, возможно, придется делиться. Предложите ребенку брать на улицу такое количество игрушек, за которым легко будет уследить. Самые дорогие ребенку вещи лучше оставить дома, а на прогулку прихватить с собой такие предметы, которые ребенок найдет в себе силы уступить. Расскажите о том, как и зачем можно поменяться игрушками. Если ребенок согласен, можно даже попробовать, с мамиными подсказками и под маминой защитой, провести первую пробную процедуру обмена. Помогите вашему ребенку почувствовать, что его интересы для вас важны и, скорее всего, на почве самоуважения у него возникнет и уважение к окружающим.

Если ваш карапуз в возрасте от года до трех-четырех лет не желает находить общий язык с миром, не спешите хвататься за голову и расстраиваться, что у вас растет дикарь и жадина. Спустя короткое время малыш поймет, как и зачем взаимодействовать с окружающими. Осознает, что для плодотворного сотрудничества с окружающими придется учитывать их интересы. Пройти благополучно этот процесс может, только если вы с пониманием отнесетесь к проявлениям новой личности и примете правильную сторону в борьбе малыша за свои интересы.

Наталья Мухина