Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Аутизм: мир в себе

12 ноября 2013 1290 1

На Руси их считали юродивыми, блаженными, а в Средневековой Европе даже обвиняли в одержимости…Современную трактовку недуг обрел лишь в начале ХХ века. Что же такое аутизм?

Разгадка — в геноме

Аутизмом называют расстройство психической сферы; его развитие провоцирует нарушения деятельности головного мозга. Основная проблема аутиста — сложности в социализации; такому человеку сложно общаться с людьми, выполнять простые (бытовые) манипуляции; присутствует также навязчивое повторение определенных действий.

Аутизм является одним из расстройств аутистического спектра. Кроме него к ним относятся синдром Аспергера (его еще называют легкой формой аутизма), синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и неспецифическое первазивное нарушение развития. Эти заболевания встречаются примерно у 5-6 из тысячи человек; мальчики страдают в четыре раза чаще девочек. Проявляется проблема в первые два года жизни ребенка.

Большинство ученых-медиков склоняются к тому, что причина развития аутизма кроется в генетическом сбое: хромосомные неполадки влияют на установление нервных связей в головном мозге. Однако ген-виновник до сих пор не выделен. Другие гипотезы — влияние на будущую мамочку и плод нездоровой экологии, стрессов, токсических веществ. Многие винят вакцинацию.

«Необщительная» триада

Недуг проявляется во всех областях человеческой деятельности. Для любого отдельно взятого случая характерна так называемая аутистическая триада: нарушения социального взаимодействия, коммуникации и социального воображения.

Проблемы с коммуникацией включают в себя, прежде всего, трудности в распознавании речи, мимики и жестов. Для многих аутистов речь носит утилитарный характер, они не улавливают интонацию (например, сарказм, иронию), используют ограниченный набор слов и фраз, не умеют «считывать» невербальные данные. Другие, наоборот, охотно разговаривают, но им сложно передать в разговоре мысли по конкретному поводу, построить диалог или участвовать в разветвленной беседе.

Социализация как таковая при диагнозе «аутизм» отсутствует: человек не нуждается в обществе, потому что погружен в свою, альтернативную, реальность. Поэтому адаптация в любом коллективе (семья, детский сад, школа и т.д.) весьма болезненна, этому приходится учиться. Страдающий аутизмом не проявляет чувств, не усваивает морально-нравственные ценности, зачастую ведет себя нетактично и даже грубо. Такие люди предпочитают даже в компании держаться отстраненно, погружены в свои мысли.

Неполадки с социальным воображением трансформируются в неумение строить планы, определять опасность, понимать эмоции и чувства посторонних. Аутист живет конкретным мгновением, он не может предвосхитить ситуацию: например, не соотносит весть о беременности мамы (хотя и знает, что это такое) с появлением брата или сестры и искренне удивляется младенцу

К этим симптомам добавляется еще и индивидуальная картина нарушений. В большинстве случаев налицо стереотипные, постоянно повторяющиеся действия-ритуалы. Возможны отставание в умственном развитии, гиперактивность, появление различных навязчивых страхов и фобий и др. Проще говоря, каждый случай уникален, нет двух похожих.

«Механические человечки»

Многие родители, зная, что аутизм проявляется уже в раннем возрасте, обращаются к детскому психиатру при любой, по их мнению, необычной реакции малыша. Хлопнула дверь, ребенок вскрикнул — все, аутизм! Заплачет при виде незнакомца — все, пора к врачу! Не нужно трястить по каждому поводу; бить тревогу нужно при парадоксальных реакциях.

Многие новорожденные с аутизмом чрезвычайно резко реагируют именно на слабые «сигналы». Они сразу просыпаются при легком касании, тогда как на хлопанье открытой форточки вообще не реагируют. Сильное возбуждение появляется при любых новых впечатлениях, будь то смена лампочек с белого света на желтый, новые шторы или звон будильника: малыш беспокойно, но не испуганно, ворочается, смотрит на объект, тянется к нему, как будто хочет потрогать.

Малыш с признаками аутизма никак не реагирует на родных, порой даже на маму; никому не радуется, не просится «на ручки» — этот первый признак социализации отсутствует. Ребенка гораздо больше привлекают предметы неживой природы. При появлении речи отмечается скудность в общении, однако наедине с самим собой кроха разговаривает, поет песенки. Появляются трудности с идентификацией: о себе ребенок может говорить во 2-м, 3-м лице. Проблемы есть и в быту: ребенок не может научиться завязывать шнурки, не понимает, что продукты нужно прятать в холодильник, а грязные вещи — стирать. Настораживают и манеры поведения; обычные движения зачастую как будто механичны, ребенок похож на робота (сходство усиливает отсутствующий взгляд, не замечающий людей).

Большое значение имеют и мотивы игры. Любая игрушка — машинка, кукла, мячик — соотносится с ее конкретной ролью. Аутист же вкладывает в предметы только ему одному понятный смысл, обычно это повторяющиеся движения: постукивание, бросание, верчение, пристальное рассматривание; если игра ролевая, то роли постоянно меняются. Повзрослев, ребенок выбирает для развлечения нетипичные предметы — пуговицы, шпильки для волос, бахрому на кромке ковра; иногда «любимые» вещи сопровождают его всю жизнь. Он может часами разглядывать узоры на обоях, линии на деревянном полу, никак не комментируя мыслительный процесс. На прогулке «зависает» у фонарей, рассматривает асфальт, и если его отвлекают, он может быть весьма агрессивен. Удовольствие детям-аутистам доставляют звуки: малыш в них внимательно вслушивается. Многим нравится переливать воду из одной емкости в другую, рвать ткань, газеты.

Еще один повод для тревоги — так называемый «феномен тождества»: необычные дети не терпят какого-либо вмешательства в окружающую их обстановку. Если переставить диван, поменять местами вещи на полках, следует бурная реакция. Аутисты весьма постоянны также в одежде, гастрономических предпочтениях.

Аутизм учебе не помеха?

Узнав о диагнозе, многие родители паникуют: мол, это признание неполноценности, «такого» даже в школу не возьмут… И они заблуждаются. Аутизм (кроме особых случаев) не влияет на уровень интеллекта. В зависимости от степени выраженности нарушений возможно домашнее или школьное обучение (в спецшколе, интегрированном или обычном классе). Главными проблемами остаются социализация и коммуникация. Ребенок не может наладить отношения с одноклассниками, учителями; ему трудно усидеть на одном месте, сосредоточиться над заданиями. Некоторые дети стремятся учиться на дому.

Многие ребята проявляют недюжинные творческие способности: рисуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют стихи и рассказы. Важно не упустить такой интерес: ребенку с аутистическим расстройством необходимо проявлять себя в полной мере. Это оказывает и выраженный лечебный эффект: занимаясь любимым делом, такие дети становятся более раскованными, уменьшается выраженность дезадаптации в обществе.

Иногда аутизм сочетается с так называемым синдромом саванта. Это весьма редкое состояние сочетает в себе аутистические симптомы (синдром Аспергера) и гениальность. Незаурядные интеллектуальные способности — это чаще всего феноменальная память, исключительные способность в музыке, математике, моделировании и проектировании. Может, аутизм просто дает умственным способностям «раскрыться»?

Закончить школу аутисту очень сложно: к сожалению, не все преодолевают программу. Но есть ребята, которые стали студентами и успешно учатся, у многих из них появляется любимая работа.

Что делать?

Диагноз «аутизм» — это всегда шок. Близкие опускают руки, чего делать категорически нельзя. К сожалению, болезнь неизлечима, но ее проявления можно сгладить или облегчить.

При подозрении у ребенка аутизма родители в первую очередь проходят скрининг-тест: вопросы касаются поведения ребенка. К году должен появиться лепет и базовая жестикуляция («привет», «пока», указание на предметы); к полутора годам — словоговорение, к двум — фразовая речь. Риск аутизма также возрастает, если на каком-то этапе у малыша исчезают уже приобретенные социальные навыки.

Лечение аутизма включает поведенческую и психотерапию; иногда при выраженности симптомов назначают лекарственное лечение (например, противосудорожные, седативные препараты).

Главная роль в реабилитации ребенка-аутиста, безусловно, принадлежит родителям и близким людям. На него ни в коем случае нельзя кричать, ругать его, например, за хамство или беспорядок: он просто не понимает, как надо. Хвалите его за любой успех, но не переборщите, потому что излишнее внимание воспримется негативно.

Схему терапии описать весьма сложно, ведь каждый человек с аутизмом — это отдельный мир, к которому требуется индивидуальный подход. Но главное в лечении — любовь и забота; они помогают человеку понять, что он не одинок.

Виктория Андреева