24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Расшифровываем» детский рисунок

18 июля 2014 1

Берясь за альбом и карандаш, ребенок стремится выразить то, что не имеет возможности выразить словами, — эмоции, впечатления, переживания. А заботливым родителям, конечно, хочется знать точно, что думает и чувствует их чадо. На основе анализа творчества детей психологи разработали систему оценки элементов детского рисунка. Что же учитывать, чтобы составить для себя картину внутреннего мира вашего малыша на основе его художеств?

Возраст ребенка. Больше всего увлекаются рисованием дети в возрасте от трех до десяти – двенадцати лет. Развитие детских способностей к рисованию идет поэтапно. Соответственно, и оценивать творчество малыша надо исходя из его возраста, а значит, и соответствующих возрасту умений. До двух лет малыш рисует палочки и черточки, с двух до трех в рисунках появляются круги. Начиная с двух с половиной лет дети пытаются изображать реалии, которые их больше всего интересуют: это могут быть люди, машины, самолеты. Для диагностики умственного развития наиболее интересна эволюция изображения человека. В три года малыш начинает использовать «головоногов» — круг или овал с ножками — для изображения человека. Начиная с четырех кроха изображает человечка в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. Рисунок пятилетнего выглядит следующим образом: голова с глазами на лице овальное туловище с руками и ногами. В шесть лет ребенок замечает существование носа и рта на лице, а также пальцев на руках. Семилетний понимает, что голова крепится к туловищу при помощи шеи. При нормальном развитии все описанные элементы постепенно появляются в детском рисунке.

Цвет. Натуральная палитра – естественные, чистые, насыщенные, яркие цвета. Ее еще называют «палитрой детства». Это прекрасно, если ваш малыш выбирает именно такой набор цветов. Свидетельствует этот выбор о совершенном благополучии ребенка.

Пастельная палитра – спокойные, полупрозрачные, бледные оттенки цветов. Если ребенок выбирает для работы такие цвета, то можно говорить об утомлении малыша, психическом или физическом истощении.

Радужная палитра – блестящие или переливающиеся цвета. Ее выберет человек, находящийся в состоянии душевного подъема, совершивший открытие.

Рептильная палитра – грязные оттенки, темные цвета, черный. Выбор таких цветов может сказать о физическом или психологическом дискомфорте, болезненном состоянии ребенка. Кстати, даже здоровый человек может погрузиться в негативное состояние, если будет окружен предметами таких цветов. Особенно это касается одежды. То есть, мальчик, которого мама одевает только в немаркую одежду, очень рискует сделать ребенка угрюмым и нежизнерадостным.

Кстати, важен не только общий тон работы. Количество выбранных для работы цветов — это показатель уровня развития эмоциональной сферы. Нормально развитый малыш возьмет для своего рисунка от пяти до восьми цветов. Ребенок с богатым, развитым внутренним миром использует более богатую палитру. Если же ребенок использует для рисунка один – два цвета, это может свидетельствовать о его подавленном состоянии в момент рисования.

Интенсивность работы карандашом. Если малыш очень сильно нажимает рукой на карандаш, линии получаются жирными, это может свидетельствовать о том, что ребенок плохо контролирует себя. Если же нажим слабый, линии еле видно, можно предположить, что ребенок очень неуверен в себе, чувствует психологический дискомфорт.

Положение рисунка на листе. Ребенок располагает рисунок в верхней части листа? Причины может быть две: либо малыш очень уверен в себе и высоко оценивает свои возможности, либо он витает в облаках. Рисунок, расположенный только в нижней части листа, может свидетельствовать о заниженной самооценке или чувстве беззащитности. Объекты, расположеные на краю листа, могут быть индикатором боязни самостоятельных решений, потребности в одобрении. А вот если малыш рисует посередине листа, можно порадоваться за него, ведь такое расположение — признак здоровой, уверенной в себе личности.

Размер рисунка. Если ребенок рисует огромные, на весь лист, предметы, возможно, он таким образом пытается вознести, возвеличить себя в своем воображении. Иногда большой размер рисунка может быть признаком личности, склонной к высокомерию, тщеславию. Если же объекты на рисунке мелкие, то это может быть свидетельством тревожного состояния или наличия комплекса неполноценности.

Помните о том, что для получения реального психологического портрета человека нужен не один рисунок, а несколько, а еще лучше несколько десятков, разнесенных во времени. И сделаны эти работы должны быть по доброй воле, а не из-под палки. Если вы заставили не интересующегося  рисованием или занятого другим делом ребенка что-то изображать, он, естественно, будет встревожен и напряжен, и это отразится на работе. 

Кроме того, для наиболее правильной интерпретации психологического портрета ребенка нужен психолог. Помните, что в домашних условиях вы можете не заметить какую-нибудь крохотную деталь, которая меняет значение элементов на противоположное.

Ваш ребенок без напоминаний много рисует, и вы хотите это анализировать? Не забывайте ставить даты на работах.

Упражняйтесь в рисовании с удовольствием и узнавайте своего малыша с лучших сторон!

Наталья Мухина

  

Этот сайт использует cookies
Понятно