Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Проблемы речи у детей

23 октября 2013 1175

Наиболее часто трудности с речью встречаются у детей от 2 до 5 лет, когда малыши учатся выражать свои мысли в словах. Если развитие ребёнка происходит в благоприятной обстановке, обычно проблемы уходят, но примерно в 7% случаев деткам не удаётся избавиться от дефектов речи

Виды нарушений речи у детей

Не пытайтесь самостоятельно поставить диагноз своему ребёнку, это должен делать только специалист, а приведённая информация носит исключительно ознакомительный характер.

Итак, что же обозначают все эти непростые термины?

- Дислалия – самое частое нарушение речи.

Это дефектное звукопроизношение, при котором ребёнок искажает произношение звука, пропускает его, смешивает или смело заменяет другим звуком. Дислалия может быть простой, когда неправильно произносится один звук или группа однородных звуков, или сложной – нарушенное произношение звуков разных групп. В этом случае наиболее трудными для произношения являются соноры (р, рь, л, ль), а также шипящие звуки (ш, щ, ч, ж) и свистящие (с, сь, ц, з).

Данный диагноз обычно ставят детям только после 4 лет, при нормальном слухе, сохранённой иннервации речевого аппарата, при правильном построении предложений и достаточно богатом словарном запасе.

- Заикание (логоневроз).

Возникает в период интенсивного развития речи (от 2 до 5 лет). Нарушение ритма, темпа и плавности речи вызвано судорогами мышц речевого аппарата. В настоящее время все специалисты сходятся на мнении, что этот дефект необходимо устранять сразу же, как только он возникнет. В ином случае, даже едва заметное заикание со временем может перерасти в стойкое нарушение речи и вызвать у ребёнка изменения в психике. Чтобы избежать заикания или не допустить его усиления необходимо создать малышу комфортную обстановку с правильной, полноценной и неторопливой речью, не допускайте психических травм ребёнка, не скандальте при нём, убедите в том, что любите его таким, какой он есть, а не только, когда он молчит и слушает родителей.

- Алалия.

При хорошем физическом слухе у ребёнка наблюдается полное или частичное отсутствие речи. Малыш хорошо умственно развит, у него нет аномалий речевого аппарата, он не ограничен в речевой среде и стремится к общению, правда, только посредством жестов и мимики. Алалия возникает в результате поражения или недоразвития речевых областей головного мозга, возникающих в период внутриутробного или раннего развития ребёнка. Алалия бывает моторной, когда ребёнок понимает речь, но не может её воспроизвести, и сенсорной – малыш не понимает обращённую к нему речь.

Алалия является тяжелейшим нарушением речи и требует обязательной логопедической помощи.

- Задержка речевого развития.

При недостаточном физическом и психическом здоровье, неполноценной речевой среде, замедленном созревании нервных клеток, отвечающих за речь, малыши нормально, но позже своих сверстников овладевают речевыми навыками.

- Дизартрия.

Нарушение интонации, произношения звуков, мелодики речи и речевого дыхания возникают в результате поражения работы нервов, связывающих речевой аппарат и центральную нервную систему. Малышу тяжело даётся звукообразование из-за малоподвижности лицевых мышц. Дизартрия – не отдельная болезнь, а проявление нарушения двигательной сферы, поэтому лечение должно быть комплексным.

- Ринолалия.

Анатомические дефекты речевого аппарата, такие как расщепление твёрдого и мягкого нёба, паралич мягкого нёба, травмы ротовой или носовой полости, аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки, делают речь малыша непонятной, монотонной и неразборчивой, он говорит «в нос», гнусавит.

Если что-то в речи вашего ребёнка идёт не так, не ругайте его за промахи, но обязательно хвалите за удачи. Для полноценного развития малыш нуждается не только в чтении книг, пении детских песенок и рассказывании стишков и сказок, но и в физических упражнениях, которые способствуют развитии координации движений и мелкой моторики. Если вы заметили у ребёнка серьёзное нарушение речи, обратитесь к специалисту, только он сможет правильно определить, насколько реальна угроза стойких дефектов речи, или малыш сам сможет это «перерасти».