Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Поведенческий кризис трехлетнего возраста

18 октября 2013 754

Это явление психологи условно назвали «кризисом трех лет». Капризы и бунт, конечно, не начнутся в тот момент, когда ребенок задует три свечки на торте. Случится это может как раньше, так и позже. По статистике, чаще всего характерные симптомы проявляются у детей в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. 

У этого периода есть определенные характерные черты. Психологи называют их симптомами кризиса и сходятся во мнении, что основных признаков семь. 

Негативизм. Взрослый предлагает ребенку какое-то дело, или еду – ребенок откажется, даже если ему этого очень хочется. Этим отказом от навязанного ребенок питается донести до взрослого, что он уже достаточно взрослый, он может и хочет сам принимать какие-то решения. 

Упрямство. Если ребенок сказал, что хочет пить сок, вряд ли после этого вы сможете напоить его чем-то другим. Высказав какую-то свою идею, ребенок всеми силами будет отстаивать ее. Так он пытается сказать нам: «Я тоже Человек, научитесь считаться и с моим мненим!» 

Строптивость. Ребенок недоволен не конкретным человеком, а всей семьей. Пытается сопротивляться всему происходящему в его жизни, даже если раньше это были для него обычные, нормальные вещи. Не хочет гулять, чистить зубы, умываться. Отказывается собирать игрушки, хотя до этого легко с делом справлялся. Возможно, это происходит от общего недовольства результатами своей деятельности. Ребенок вырос и может справляться с новыми более сложными задачами. А родители по-прежнему считают его малышом и не предлагают каких-то новых интересных задач, не дают новых возможностей для развития. 

Своеволие. В ребенке растет и крепнет личность. Если этого не признают взрослые, тогда и ребенок перестает признавать личность в других людях. От этого для него становится важным навязать свои идеи. Так он пытается донести до взрослых: «Уважайте меня, не навязывайте мне своего мнения». 

Обесценивание. Ребенок может ломать свои даже самые любимые игрушки. Может начать негативно относиться к человеку, с которым прежде был очень дружен. Так он пытается показать взрослым, что теперь у него Свое мнение. 

Протест-бунт. Известный психолог Л.С. Выготский так описал это состояние: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». 

Деспотизм. Ребенок считает, что вы срочно должны сделать именно так как, он хочет. Если события разворачиваются не по его сценарию, вам, скорее всего, придется вместе преодолевать его истерику. Таким образом ребенок пытается компенсировать недостаток свободы в принятии решений. 

Что дает ребенку этот период развития? 

В этот период, согласно исследованиям ученых, ребенок пытается найти свое Я. Трехлетка пытается примерить на себя роль самостоятельного человека. Внимательно наблюдайте за своим ребенком с рождения, и вы поймете, что именно ближе к трем годам в речи вместо собственного имени ребенок начинает говорить про себя: «Я». А далее, осознав себя как личность, ребенок пытается разобраться, как он к этой личности относится. Отношение к себе сложится у ребенка из двух компонентов — из понимания: «это могу сделать Я сам» и отношения родителей к этой самостоятельности. Он пробует, проверяет и перепроверяет. А родители, схватившись за голову, называют эти исследования невыносимым, плохим поведением. 

Как смягчить протекание этого периода? 

Прежде всего успокойтесь. Ребенок не пытается достать вас или унизить. Просто ему нужно дальше развиваться, а он поставлен в такую ситуацию, что ему трудно это делать. Своим поведением он пытается сбросить сковывающие его развитие обстоятельства. 

Поощряйте ребенка в познавательной деятельности. Если ему интересна какая-то сфера жизни, помогите ему со всех сторон изучить ее. Мальчишка заинтересовался машинами – это не значит, что надо завалить его комнату модельками и пусть разбирается сам. Почитайте книги, о профессиях, связанных с авто. Ходите по улице и узнавайте марки и модели машин. Расширьте свой кругозор почитав вместе с ребенком о возможностях современной техники. Как быстро может ездить современное авто? А как высоко летает самолет? Интересуйтесь его мнением: «Какая машина тебе больше всего нравится? Тебе хотелось бы ездить быстро, как настоящие гонщики?» 

С девочками еще проще — не отправляйте ее с кухни. Ей скучно одной играть с пластиковой посудкой. В три года она легко слепит котлету, поможет насыпать приправы в пищу или вытрет полотенцем тарелку. Зато сколько гордости за свои успехи будет у ребенка: «Я почти наравне со взрослым знаю, умею, справляюсь с обязанностями». 

Разбирайте с ребенком конфликтные ситуации. Дайте ему возможность высказать свое мнение. И пусть он поможет вам найти выход из ситуации, который устроит вас двоих. Ситуации из жизни можно проигрывать с участием любимых героев. Пусть котенок Гав накормит упирающегося щенка Шарика кашей. Как они выйдут из создавшейся ситуации, пусть придумает ребенок. 

Учите ребенка общаться с другими людьми. Общайтесь сами и покажите ребенку на личном примере, как это можно и нужно делать. 

 Кризис трех лет — это ступень детского развития. Задача любящих родителей — помочь ребенку преодолеть препятствия и выйти победителем из создавшейся ситуации. От того, с какими результатами вышел маленький человек из этого кризиса, во многом будет зависеть, как будет протекать кризис подростковый. Постарайтесь сделать так, чтоб результатом этого потрясения стало приобретение ребенком новых качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Чтобы из кризиса ребенок вышел новой личностью, более развитой и совершенной. 

Наталья Мухина