Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Воспитание будущих гениев

15 ноября 2012 570

В конце 40-х годов ХХ века молодой американский военный врач-нейрохирург Глен Доман начинает разрабатывать методы реабилитации детей с поражениями центральной нервной системы. Он пытается стимулировать «резервные» клетки головного мозга, которые не поражены болезнью, с помощью внешних раздражителей: малышам показывают карточки с нарисованными красными точками, чтобы они начали фиксировать взгляд, затем со словами, картинками. Количество карточек и интенсивность занятий постоянно возрастали, и метод сработал! Мозг, как считалось, безнадёжно больных детей начал активно функционировать и развиваться.

Занимаясь по методике Глена Домана, дети, которые были признаны умственно отсталыми, догоняли и даже могли перегнать в интеллектуальном развитии своих сверстников, к тому же они отлично развивались и физически. Успех был столь очевиден, что методика стала применяться и для обучения здоровых деток.

Как нейрофизиолог, Доман пришёл к следующим выводам: мозг способен расти и развиваться только тогда, когда он интенсивно работает. Чем больше нагрузка на мозг в первые годы жизни ребёнка, тем лучше разовьётся его интеллект. Также, поощряя двигательную активность малыша с самого рождения, развивается двигательный интеллект, и клетки мозга становятся более совершенными и зрелыми. Быстрее осваиваются новые двигательные навыки, так совершенствуются более высокие отделы мозга, и чем быстрее они будут формироваться, в особенности кора, тем сообразительнее, умнее и выносливее будет малыш.

Не менее важным является ещё одно открытие Домана: когда активно развивается мозг, он самой природой запрограммирован активно поглощать информацию, ребёнок обучается просто, легко, без какой-либо дополнительной мотивации. Периоды развития мозга у детей:

- От 0 до 3 лет – наивысшая активность;

- 3-6 лет – резкое торможение когнитивной способности мозга;

- После 6 лет – замедление и почти окончательное формирование мозга.

Исходя из этого, обучающая программа должна быть наиболее интенсивной до трёх лет.

Гленом Доманом и его коллегами были разработаны подробные методики обучения деток чтению, естествознанию, математике, истории и другим дисциплинам. Их принцип одинаков: на карточки одинакового размера пишутся слова, буквы, цифры, математические примеры, рисуются точки, наклеиваются изображения животных, планет, растений, предметов, архитектурных сооружений, портретов исторических деятелей. Карточки делятся по тематическим сериям и в течение дня несколько раз показываются ребёнку: например, 10 раз в день по 10 секунд. Далее программа усложняется, и каждый раз про объект на картинке сообщается какой-нибудь новый факт (где обитает животное, чем оно питается и т.д.).

Помимо этого, детки, которые обучаются по методике Глена Домана, прекрасно развиты физически: они хорошо лазают, бегают, плавают. Таким малышам предоставляется возможность активно двигаться с первых дней жизни.

Самая главная цель, которую ставил перед собой Доман, «дать детям неограниченные возможности в жизни», а кем стать, какой выбрать путь, чему посвятить себя из длинного списка возможностей, будет решать сам человек, ведь его прекрасное интеллектуальное и физическое развитие дарует ему свободу выбора из множества вариантов.

Как и всякая иная система обучения, методика Домана имеет свои минусы. Она требует огромных затрат времени и сил со стороны родителей (благо в последние годы можно приобрести готовые карточки и не изготавливать сотни штук самостоятельно). Во-вторых, в этой системе ребёнок является пассивным объектом обучения, ему тяжело применять огромные объёмы полученной информации на практике, да и в процессе данного обучения нет места свободному творчеству.

Но и преимущества этой методики столь неоспоримы, что она точно заслуживает пристального внимания со стороны родителей, ведь малыш приятным для него способом усваивает большой объём информации, а для развития творческих и исследовательских способностей можно совмещать обучение и с другой прогрессивной методикой.

Липницкая Полина,

журналист портала «103.by»