Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Домашнее образование детей

27 июня 2012 635

Когда  ребенок поступает в первый класс,  в гимназию или  меняет школу по каким-то объективным обстоятельствам, родители ищут информацию о школе – педагогическом составе, эмоциональной атмосфере.  Они собирают отзывы о школе, сравнивают, анализирует, и в конце концов принимают решение. Все ищут (если, конечно есть выбор)  не только  хорошую  школу, но и  хорошего  учителя. Важным  критерием определения ребенку в  школу, к тому или иному учителю, является то, насколько он сможет  принять  ребенка, создать условия для его обучения и развития.  Но как часто мы, родители, задумываемся над тем, что  сами можем сделать для своих детей? Может ли домашнее образование  стать хорошей альтернативной обучению ребенка в школе?

Это вопрос является спорным, часто мнения в отношении домашнего образования кардинально противоположны. Обратимся к сторонникам домашнего образования, к  опыту тех, кто на практике применяет его  уже не первый  год.

Под домашним образованием понимается обучение ребенка дома с периодической  сдачей  им аттестации по основным предметам в школе. У нас в стране такой способ образования называется «обучением по индивидуальному плану». Это закреплено  Законом Республики Беларусь  от 5 июля 2006 г.  «Об общем среднем образовании», ст. 35  «Формы получения образования». 

Какие преимущества имеет домашнее образования с точки зрения  физического здоровья ребенка:

– возможность для ребенка  придерживаться своего собственного режима дня (самостоятельно составлять  график своих занятий и при необходимости менять его);  

– возможность придерживаться здорового режима питания, питаться качественными продуктами, тем, что нравится самому ребенку;

– возможность достаточной  физической активности. Это избавляет ребенка  от проблем с осанкой, зрением, выбросов энергии на переменах в результате вынужденной  неподвижности  на уроке;

– ребенок  имеет больше  времени  для прогулок, посещения кружков, чтения, игр.

Сторонники домашнего образования  делают акцент  на психологическом  комфорте  детей. Ребенок не переживает  кризис  адаптации, ему не нужно  выстраивать отношения  с большим количеством  не всегда  приятных ему людей.

Основным аргументом против домашнего образования является нарушение процесса социализации ребенка. Однако в современных условиях школьный коллектив не дает нужных жизненных навыков ребенку – он не учит творчеству и свободному мировоззрению. Отношения в большом школьном коллективе носят характер необязательности, ситуативности. Это часто неглубокие и травматичные для ребенка отношения. Для растущего человека более необходимыми являются навыки построения отношений в маленьком семейном «коллективе». Строить отношения в семье нельзя по типу коллектива, в семье нельзя  прервать отношения, перестать «дружить». К сожалению, главная проблема на сегодняшний  день – это отчуждение в семье,  наличие поверхностных отношений. Поэтому ребенка  нужно учить тому, как строить отношения с близкими, делать их комфортными для себя.

Существует множество других аспектов  проблемы  домашнего  образования, таких как  авторитет значимых взрослых, качество  домашнего  образования и создание условий для его успешности. Формирование школой мировоззрения, которое входит в конфликт с семейными установками, также  является серьезной темой при обсуждении проблемы домашнего образования.

Домашнее образование детей – это серьезный  выбор для родителей.  Это не просто принципиально новая модель образования и воспитания, но жизненная позиция, определенный уклад жизни. К этому нужно быть готовым, иначе  домашнее образование просто  превратиться в «школу  на дому».

Для написания статьи использованы  материалы  конференции «Ключи здоровья», Минск, 2012

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры