Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Необходимость развития мелкой моторики у детей

25 мая 2012 733

В настоящее время педиатры, учителя, детские психологи бьют настоящую тревогу в связи с постоянно увеличивающимся количеством детей, страдающих нарушениями речи и дисграфией (нарушением письма). За последние 40 лет таких деток стало как минимум на порядок больше. А все почему?

Современный человек постоянно спешит, ему нужно достаточно заработать на все блага цивилизации, чтобы “облегчить” жизнь себе и своим детям. И именно все эти “упрощения” порой не позволяют малышу развиться должным образом. Например, если раньше детская обувь всегда была на шнурках или хитрых застежках, то сейчас – исключительно на удобных липучках. Мамы обрадовались, что не надо учить ребенка завязывать шнурки и подолгу ждать, пока он мучительно справляется с ними. В результате пострадало развитие мелкой моторики у детей, ведь оно происходило почти автоматически, когда малышу приходилось быть очень самостоятельным и несколько раз в день сражаться с этими неподатливыми шнурками. (А помните из своего глубокого детства, как они запутывались, и приходилось их еще подолгу развязывать?).

Связь развития мелкой моторики с речью и интеллектом было замечено педагогами давно, а физиологи это подтвердили: центры головного мозга, которые отвечают за движение пальцев и речь, расположены очень близко друг к другу. Таким образом, при стимуляции мелкой моторики, активизируются не только соответствующие отделы мозга, но и все соседние.

Развивать мелкую моторику у детей необходимо с самого раннего возраста, так как уже к младшему школьному возрасту влияние двигательного центра на речевой заметно ослабевает. Детки, которые регулярно выполняют необходимые упражнения, начинают раньше говорить, правильная речь формируется намного быстрее, и логопедические дефекты речи встречаются реже; формирование навыков письма идет очень быстро и практически не встречается дисграфия.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Начинайте зарядку для пальчиков не позднее, чем с двухмесячного возраста. И до 10 месяцев она возможна в виде массажа, пальчиковой гимнастики, простейших игр. Поглаживайте ладошки в разных направлениях, массируйте и растирайте каждый пальчик, похлопывайте по ладошке, давайте малышу разные предметы на ощупь.

С 10 месяцев можно перейти к более активным упражнениям: приобретите различные складные пирамидки, матрешки, разрешайте малышу (конечно, под вашим неусыпным контролем!) перекладывать карандаши, крупные пуговицы, складывать их по одной в баночку, нанизывать большие бусины на веревочку, разрывать мягкие листы бумаги на мелкие кусочки, продолжайте делать ему массаж.

С годика начинайте активно вводить игры с мозаикой и конструктором, различные пальчиковые игры. Окрашивайте их эмоционально, и это станет увлекательным занятием и для вас, и для вашего малыша.

С полутора лет ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки, развязывать узелки. Узелкам можно тренироваться на обычной веревочке либо приобрести специальные игрушки, а лучше всего купить ботиночки на шнурках, ведь игрушки быстро надоедают, а шнурки на ботинках – каждодневная необходимость. Если правильно организовать этот процесс развития мелкой моторики, вскоре он будет проходить почти автоматически.

У более старших деток мелкую моторику прекрасно развивает раскрашивание, рисование, лепка, макраме, аппликация, оригами (также это малышу помогает развивать творческие способности, эстетический вкус, успокаивает, увлекает, учит сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, развивает терпение, внимание). Разнообразьте занятия вашего ребенка, купив ему пластилин (лучше твердый, требующий разминания), краски, кисти, карандаши предпочтительнее фломастеров (они напрягают ручку, ребенок учится наносить штрихи, что очень полезно для моторики). Также используйте счетные палочки для построения разных фигурок, букв и цифр, гнущиеся проволочки для создания узоров, мячики для тренировки мускулатуры, клубки ниток для перематывания.

Игры должны быть интересными и короткими, для начала достаточно продолжительности в 5 минут. Обязательно доводите игру до конца, и организуйте ее так, чтобы малыш не отвлекался на посторонние предметы.

Липницкая Полина,

журналист портала «103.by» 

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры