Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Цель плохого поведения детей — уклонение

24 мая 2011 434

Дети с целью «уклонение» стараются излишне подчеркнуть свои слабости. Естественной реакцией взрослых на такое поведение может быть жалость по отношению к ним.

Как переориентировать цель «уклонение»?

Важно немедленно перестать жалеть ребенка.

Жалея детей, взрослые поощряют их жалость к себе и убеждают их в том, что теряют веру в них. Ничто так не парализует людей, как чувство жалости к себе. При такой реакции на демонстративное отчаяние, у детей вырабатывается привычка добиваться того, что они хотят, унылым настроением. Если эта манера поведения закрепится, позже она может перерасти в депрессию.

Откажитесь от критики ребенка, не закрепляйте его комплекс неполноценности такими фразами «какой ты глупый», «ты как всегда ни на что не способен» и т.п.

Измените свои ожидания относительно того, что ребенок мог бы сделать, и сконцентрируйтесь на том, что ребенок уже сделал.

Если вы чувствуете, что ребенок отреагирует на вашу просьбу высказыванием «Я не могу», то лучше не просите его вообще. Ребенок изо всех сил старается убедить вас в том, что он беспомощен. Сделайте такую ответную реакцию недопустимой, создав ситуацию, в которой он не сможет убедить вас в своей беспомощности. Сопереживайте, но не проникайтесь сочувствием, пытаясь ему помочь.

Например: «Ты, кажется, испытываешь затруднения в этом деле», и ни в коем случае не так: «Дай-ка мне сделать это. Для тебя это слишком трудно, не так ли?» Вы можете также сказать ласковым тоном: «А ты все равно постарайся сделать это».

Создайте обстановку, в которой ребенку удастся преуспеть, а затем постепенно усложните задачу. Подбадривая его, проявите неподдельную искренность. Такой ребенок бывает предельно чувствителен и подозрителен в отношении поощрительных высказываний в его адрес, и может не поверить вам. Воздержитесь от попыток уговаривать его делать что-нибудь.

Пример. У одной учительницы была восьмилетняя ученица, которая пользовалась целью «уклонение». Задав контрольную работу по математике, учительница обратила внимание на то, что прошло довольно много времени, а девочка даже еще и не приступала к заданию. Учительница спросила ее, почему она так и не начала его выполнять, и та кротко ответила: «Я не умею». Учительница спросила: «Какую часть задания ты готова сделать?» Ученица пожала плечами. Учительница спросила: «Ты готова написать свое имя?» Девочка согласилась, и учительница отошла на несколько минут. Девочка написала свое имя, но больше ничего не делала. Затем учительница спросила: готова ли та решить два примера, и девочка опять согласилась. Так продолжалось до тех пор, пока ученица полностью не выполнила задание. Учительнице удалось подвести девочку к пониманию, что успеха можно добиться, разбив всю работу на отдельные вполне выполнимые стадии.

Таким образом, если чувствуете отчаяние, когда ребенок демонстрирует полную беспомощность, не стремитесь сразу жалеть его. Ваши замечания и категоричность здесь также не помогут. Ребенок может реагировать пассивно, как бы заявляя:«У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое». В данном случае вы должны определить, что цель такого поведения ребенка уклонение. Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутит свое достоинство. Научите вашего ребенка доводить дело до конца и преодолевать трудности, ощущать свои истинные способности. Определите вместе с ребенком небольшую, но вполне достижимую цель. Дайте ему поверить в себя, поощряйте каждый успешный шаг. Покажите ему, что он лишиться многих целей, если не научиться прикладывать усилия.

Ольшевская Элеонора,

психолог, кандидат психологических наук
За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры