24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Почему дети ведут себя плохо

5 мая 2011

Американский психолог Кволс Кэтрин считает, что дети ведут себя плохо потому, что они сомневаются в собственных способностях и возможности проявить себя достойным образом. Они еще не умеют жить по «взрослым» принципам, поэтому обнаруживают, что проще простого достичь самовыражения плохим поведением.

К психологу приходит мама, обеспокоенная ужасным поведением своей дочери. Дочь часто стала делать такие заявления, как: «Я убегу из дома!» или «Я не хочу больше жить!» Когда спросили девочку, почему она ведет себя так, ее ответ был прост: «Потому, что дома я никому не нужна».

Современный образ жизни не позволяет ребенку находить себе достойное применение и ощущать свою значимость, даже в сфере домашнего труда. Взрослые зачастую просто не готовы указать детям те пути, которые бы привели их к ощущению своей ценности.

Недостаточно просто любить своих детей. Дайте им возможность почувствовать, чего они стоят и какую пользу могут принести. Помогите им реализовать себя.

Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно разделил плохое поведение на четыре основных цели: внимание, влияние, месть и уклонение. Эти цели можно использовать для того, чтобы понять намерения того или иного поведения ребенка.

Плохое поведение — информация к размышлению.

Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на наших детей, что часто заканчивается применением тактики запугивания (подхода с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе такой вопрос: «Что мой ребенок хочет сказать мне своим поведением?»

Переориентация цели «привлечение внимания»

Итак, если с помощью плохого поведения ребенок желает привлечь внимание, необходимо выполнить условия следующих четырех этапов:

1. Не заглядывайте в глаза ребенку, поведение которого вас не устраивает.

2. Не разговаривайте с ним.

3. Сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Лучше всего погладить его по спине или волосам. Не надо похлопывать его по голове, потому что это довольно унизительно.

4. Немедленно приступайте к делу, пройдите первые три этапа. Когда вы научитесь все это правильно делать, вашему ребенку придется задуматься над своим поведением. Он привык чувствовать так: «Пока взрослые заняты мной, значит, они меня любят». Теперь он начнет понимать, что его любят даже тогда, когда взрослые занимаются своими делами.

Один отец узнал об ошибочной цели «привлечение внимания» и решил отреагировать нетрадиционным способом на попытки дочери сделать это. Однажды он остановился поболтать через ограду со своим соседом. А у дочери была привычка перебивать его во время беседы. Как всегда, дочь стала ныть: «Па-а-а-а-а-па!» Он продолжал беседовать с соседом, не говоря ей ни слова и даже не взглянув на нее, а только ласково поглаживал ее по спине. Дочь стояла рядом с ним и продолжала ныть. Так продолжалось несколько секунд, а затем она перестала хныкать. Через некоторое время ее интерес полностью переключился на играющих неподалеку ребят. Таким образом, отец на собственном примере убедился в эффективности переориентации цели ребенка привлечь внимание.

Другой метод — это перевести ребенка из одного места в другое.

Прежде всего, нужно ласково взять ребенка за руку и отвести в другое помещение, затем сказать только один раз: «Можешь вернуться, когда успокоишься». Этой фразой мы даем ребенку возможность контролировать свое поведение изнутри. Если вы скажете: «Выйдешь через пять минут», то «контролером» станете вы. Если ребенок выйдет и будет продолжать вести себя так же, то немедленно и опять ласково возьмите его за руку и выведите из комнаты столько раз, сколько необходимо.

Научите ребенка получать от вас внимание без вызывающего поведения. Одна мама, например, научила свою дочь говорить: «Мне не хватает твоего внимания, мама», — вместо того, чтобы капризничать.

Проявляйте терпение и настойчивость, чтобы переориентировать цель ребенка «поиск негативного внимания» и вы увидите первые успехи.

Ольшевская Элеонора,

психолог, кандидат психологических наук

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Этот сайт использует cookies
Понятно