Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Если наказывать ребенка, то как?

9 апреля 2011 561

Именно поэтому родители иногда не придают значения более серьезным проступкам ребенка, а за мелочи и шалости отчитывают по полной программе. Чтобы не потерять цель и сохранить ориентиры в воспитании, следуют запомнить советы Эверетта Шострома.

Три вещи, за которые надо обязательно ругать ребенка:

- здоровье свое или чужое;

- собственность своя или чужая;

- неуважение старших.

Выделяют две группы наказаний. Первая группа относится к разным формам лишения (активности или любви): отстранение от деятельности, постановка в угол, коммуникативная отстраненность (неразговаривание). Вторая группа рассчитана на страхи. Сюда относятся крики, взгляды, моральное давление (давление словами, «шипение», жестокая ругань) и собственно физическое наказание.

Практически наказание для маленького ребенка заключено не столько в словах или действиях, сколько в их эмоциональной и интонационной окраске.

Наказывая, ребенка, необходимо четко и ясно проговаривать ребенку причину своего недовольства, а если причина недовольства видна невооруженным взглядом - здесь достаточно одного выражения лица.

В.И. Короткий в своей книге «Основы семейной психопедагогики» (2003) выделяет правила наказания детей на основе обобщения различных точек зрения на эту проблему. Рассмотрим их более подробно.

Правила физического наказания ребенка (три ограничения при выработке сознательного отношения к родительскому «нельзя»):

Нельзя запугивать физическим наказанием ребенка. Лучше по горячим следам шлепнуть ребенка, если уж другим способом с ним не совладать. Заставлять же ребенка ждать, терзаться, вновь и вновь представлять себе сам процесс наказания, — это уже заранее обдуманная жестокость (Домокош Варга. Радости родительских забот).

Нельзя физически наказывать ребенка с пристрастием. К физическому наказанию не следует добавлять никаких эмоций. Не надо кричать, срываться, нужно следить за интонацией.

Нельзя физически наказывать ребенка старше трех лет, чтобы не унижать его личность! После трех лет переводите ребенка «на угол». С этого момента физические наказания должны уйти в безвозвратное прошлое. Особое замечание: никто, кроме родителей, не имеет права физически наказывать ребенка!

Лучшее наказание — это наказание бездействием.

В народной традиции для организации бездействия используют угол. В угол можно ставить ребенка до 10 лет, т.е. до вступления его в младший подростковый возраст. Ребенок старше 10 лет может самостоятельно покинуть угол или не встать в угол, что будет значительно хуже, нежели его вообще никуда не ставить. Не надо устраивать ребенку «полный угол»: с выключением света и запиранием комнаты. Родители знают, что, укладывая ребенка спать, приходится оставлять включенный абажур или открытую дверь в соседнюю комнату. Что бы ни сделал ребенок, не экспериментируйте с темнотой. Неврозоподобные состояния — слишком большая расплата за детский проступок. Ребенок, вообще, не со зла попадает в угол.

Четко обозначайте время при постановке в угол (обычно, достаточно 10-15 минут). В комнате должны быть часы! Эксперименты Курта Левина доказывают, что даже со взрослыми людьми, закрытыми на неопределенное время, случаются истерики. После того как ребенок отстоял положенное время, он должен выйти из угла и извиниться.

Никогда не наказывайте ребенка чтением, уроками, работой и спортом (комментарии излишни).

Родители иногда из лучших побуждений (чтобы выглядеть в глазах окружающих справедливыми воспитателями) ругают ребенка прилюдно. Этого делать нельзя, как и стыдить его в присутствии сверстников, товарищей, класса. Это унижает ребенка, но никак не исправляет его.

Наказывая, не подавляйте ребенка. Наказание с подавлением внушает ребенку страх и наносит сокрушительный удар по его воле и самостоятельности. Из такого наказания ребенок сделает только один вывод: «Инициативы лучше не проявлять...». Подавляя активность детей, родители повышают их возбудимость и болезненность, вызывают безотчетную тревогу, невротизируют детей. В семьях, где растут дети с высокой самооценкой, требовательность к ребенку не имеет ничего общего с элементами подавления.

Ольшевская Элеонора,

психолог, кандидат психологических наук
За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры