24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Компьютер и ребенок: как найти золотую середину

15 марта 2011

Существуют противоречивые, иногда совершенно противоположные взгляды на роль компьютера в жизни ребенка, подростка, влиянии компьютера на интеллектуальное и эмоциональное развитие личности. В данной статье представим различные точки зрения по этой проблеме, результаты новейших исследований.

Как показали исследования В.В. Моторина, А.И. Савенкова компьютерная грамотность ребенка не зависит ни от мощности процессоров, ни от количества и качества периферийного оснащения. Эти же авторы установили, что взаимодействие с компьютером положительно влияет на интеллект и креативность ребенка. Компьютерные игры с этой точки зрения обогащают содержание образования, расширяют возможности предъявления учебной информации, экономят учебное время, расширяют сферу самостоятельной, в том числе исследовательской деятельности детей, создают вариативность учебной деятельности.

Особое место во взаимодействии ребенка с компьютером отводится компьютерным играм. Существуют различные мнения по поводу их развивающего значения, а также влияния на психику.

Интересные данные получены В.В. Собкиным, которые свидетельствуют, что увлечение компьютером очень часто ведет не к ограничению интересов ребенка, как это принято считать, а, напротив, к их расширению и углублению. Так, например, подростки, регулярно пользующиеся компьютером, по сравнению со своими сверстниками (нерегулярными пользователями компьютера) оказываются более продвинутыми как по приобщению к искусству, так и по характеру своей художественной ориентации. Увлеченные информационными технологиями школьники чаще своих сверстников бывают в театрах, музее, на выставках, больше читают – как классическую, так и добротную современную литературу.

Противоречивые данные существуют по поводу влияния компьютерных игр на агрессивность подростков. С одной стороны, ряд исследователей утверждает, что в компьютерных играх процесс сопереживания увиденному сопровождается спонтанной разрядкой накопленной агрессивности, глубинных бессознательных страхов и тревог, наполняющих реальную жизнь подростка. С другой стороны, все больше доказательств того, что компьютерные игры агрессивного содержания обучают насильственным/агрессивным действиям с их последующем совершением в реальной жизни.

Новейшие исследования российского психолога А.А. Максимова в данной области позволяют сделать два важных вывода. Во-первых, в компьютерные игры, можно «играть» или не «играть» (именно от этого зависит характер их влияния на личность).

«Играть» в том смысле, что воспринимать виртуальную реальность на экране монитора как условную ситуацию, получать удовольствие от проигрывания роли своего персонажа. При этом подросток четко разделяет игровую ситуацию и реальную жизнь и в любой момент может прервать игру и заняться другой деятельностью. В данном случае игрок не «зависит» от игры.

Во втором случае, реальность игры является продолжением реальной жизни подростка. В этом случае подросток пытается с помощью компьютерной игры решить или компенсировать проблемы настоящей жизни и воспринимает свои игровые успехи и неудачи как реальные. Компьютер дает ему возможность «бегства от реальности. Психологи называют это «компьютерной аддикцией».

Исследование А.А. Максимова также показали, что время, которое человек проводит за компьютерными играми, не является показателем наличия или отсутствия зависимости. Компьютерно-зависимые подростки и взрослые могут формально проводить за игрой не больше часа в день, но их не-игровая деятельность будет оказываться мало эффективной из-за постоянных мыслей об игре и фантазий о том, каким образом они будут играть в следующий доступный час. В то же время не-зависимые, могут проводить за компьютером и 3 и 4 часа в день, при этом находя время и эффективно занимаясь другими делами (А.А. Максимов, 2010).

В заключении отметим, что компьютерные программы и глобальные компьютерные сети обладают определенным унифицирующим влиянием на личность. Поэтому к педагогам и родителям предъявляются особые требования по созданию условий для проявления каждым ребенком своего стиля познания.

Ольшевская Элеонора,

психолог, кандидат психологических наук

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Этот сайт использует cookies
Понятно