Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Рожденный для бунта»: или как порядок рождения влияет на нашу личность

31 января 2011 539

Ряд известных психологов (А.Адлер, У. Тоумен, М. Боуэн и др.) выдвинули положение о том, что важнейшее влияние на всю последующую жизнь человека оказывает порядок его рождения и ролевая позиция.

Наиболее авторитетной является концепция порядка рождения А. Адлера, который считал, что важна не позиция ребенка в семье как таковая, а его восприятие сложившейся ситуации.

Адлер выделил четыре типичных позиции: первенец, второй ребенок, младший ребенок, единственный ребенок и описал их характеристики:

Первый ребенок получает 200% родительского внимания. Первые дети часто усваивают «взрослый» язык и предпочитают компании сверстников компанию взрослых. Избалованный первенец, после рождения следующего ребенка теряет все преимущества и власть, которой обладал с момента рождения. Для описания этого явления Адлер использует понятие «быть свергнутым с трона». Первенец может потерять чувство безопасности, испытывать беспокойство, стремление защитить себя.

О втором ребенке Адлер писал, что его положение своеобразно и неповторимо. У него всегда есть лидер, развивающийся с опережением и служащий ему примером. Второй хочет догнать и перегнать первого. Он хочет перемены власти, он – революционер, не признающий авторитеты. Обычно вторые дети больше, чем первые, готовы к сотрудничеству и кооперации, поскольку с самого первого дня вынуждены делить с кем-то родительское внимание. Средние дети лишены авторитета старших и спон­танности младших, однако «срединное» положение в семье прино­сит и свои плоды: они часто научаются хорошо вести дела с разными людьми, дружелюбны со всеми, способны вести переговоры.

Самый младший ребенок в семье – особенный. У него никогда не будет последователя, его никогда не свергнут с пьедестала. Его ситуация развития наиболее благоприятна: отношение к нему особо заботливое, так как он самый маленький и самый беспомощный в семье.

А. Адлер подчеркивал, что положение самых младших детей в семьях «уникально во многих отношениях»:1) они никогда не испытывали шока свержения с трона, обычно окружены вниманием всей семьи; 2) у младшего ребенка нет ничего своего, ему часто приходится пользоваться вещами других членов семьи; З) у младшего ребенка формируется сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости, так как у старших детей больше привилегий, чем у них.

Единственныйребенок в семье имеет свои проблемы. В детстве он был центром внимания. И во взрослой жизни он стремиться занимать то же положение, что не всегда возможно. Его балуют на протяжении всего детства, он не приспособлен к трудностям, к самостоятельному решению проблем. Во взрослой жизни он постоянно ищет поддержки от других людей, так как привык получать ее от родителей и без нее чувствует себя неуверенно.

Современные исследования установили, что порядок рождения влияет на личность в 5–10 раз сильнее, чем IQ или академические достижения. Так установлено, что первенцы успешнее других сиблингов, имеют более высокие интеллектуальные показатели. Они также демонстрируют более зрелое поведение, склонны к лидерству, но неустойчивы к стрессу. Средние дети имеют меньше проблем в деятельности. Младшие - отличаются от других по познавательным характеристикам. Единственные дети испытывают необходимость в достижениях, но имеют больше проблем в поведении, обладают низкой потребностью в присоединении.

Учитывая установку современной семьи на малодетность (доля семей в РБ с одним несовершеннолетним ребенком составляет более 62%, 32% приходится на семьи с двумя детьми и лишь 6% имеют 3-х и более детей) не стоит удивляться инфантильности и безучастности части молодежи. В семье, где невозможно присоединиться к компании сиблингов, ребенок с трудом научится сотрудничеству, обретет способность сопереживать и разделять радость.

Ольшевская Элеонора,

психолог, кандидат психологических наук

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры