24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Эволюция воспитания детей (как было в СССР, и как теперь)

9 января 2011

12.jpgС течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. Удивление наших бабушек, адресованное некоторым моментам воспитания детей в настоящее время – с этим сталкивались очень многие. К тому же сейчас чуть ли не каждый год появляются новые книги, каким-то образом, пропагандирующие особый стиль воспитания, якобы чреватый гениальностью подрастающего ребенка, отсутствием конфликтов с ним и, в целом, всеобщим благополучием молодой семьи. Но речь пойдет не об этом, а о более-менее классическом воспитании, которое всё же меняется.

Приоритеты тогда и сейчас разнятся очень во многом. Елена, 47 лет: «Когда я была в детском саду, я очень плохо ела. Моя бабушка приходила к детскому саду перед обедом, подзывала воспитательницу и просила накормить меня во что бы то ни стало. В итоге во время тихого часа я сидела и мучилась над тарелкой. А когда меня вели в сад, я уже чувствовала запах молока, и возникало ощущение, что жизнь закончена!».

Классический случай! Для наших бабушек приоритетом было накормить ребенка. Возможно, это стало следствием воспоминаний о тяжелых голодных военных временах. Современные молодые мамы выросли во времена, когда особых проблем с пропитанием не возникало (ну разве что пустые полки в магазинах и очереди, когда вдруг что-то появлялось, - но это, скорее, память родителей мам, которым сейчас по 20-30 лет).

Пожалуй, сейчас это неистовое желание накормить ребенка во что бы то ни стало уже не так актуально. Аня, 24 года: «Мой ребенок ходит в детский сад. Я знаю, она плохо ест, также знаю, что со здоровьем всё хорошо, но ломается, как и очень многие дети. Я не хочу, чтобы её заставляли кушать. Поэтому предупредила воспитательниц в детском саду относиться к ней лояльнее. Не думаю, что сидение перед миской супа два часа принесет пользу». Карина, 23 года: «Мои родители всегда пытаются заставить дочку скушать побольше, но я не разделяю их взгляды. Есть через силу – это не правильно. К тому же я знаю, что у неё нормальный вес, хотя она и худенькая».

Давайте немного рассмотрим семью как основу воспитания ребенка. Функции семьи - это и социализация, и защита, и обеспечение психологического комфорта и моральной поддержки. Социализация это очень «объемное» понятие, подразумевающее подготовку личности к проживанию в конкретном обществе, формирование черт личности и характера, которые должны помогать данному человеку быть успешнее. Социализация закладывает в растущем человеке различные сценарии поведения в будущем, различные варианты его возможных ролей и многое другое. И зависит социализация от самого общества, и, таким образом, от его исторического развития. Социологи выделяют два типа семей – традиционный и новый (эгалитарный) тип. Традиционная семья – это патриархальная семья, в которой вместе проживает несколько поколений. Эгалитарная семья – это демократическая семья, в которой все на равных. В традиционной семье целью социализации является «удержание» ребенка в заданных рамках определенных ролей, норм и ценностей. Авторитет старшего поколения является безусловным, и вся «система» в  семье поддерживается традицией и обычаями.

В эгалитарной семье роль социализации заключается в том, чтобы предоставить ребенку все возможности для самореализации. Авторитет старшего поколения существует, но не является настолько «всеобъемлющим». Особое внимание уделяется формированию самостоятельности, ответственности.

Пожалуй, одной из наиболее весомых и заметных целей воспитания в настоящее время является выработка способности критического отношения и критической оценки. Речь идет не о критике всего и вся, а об умении оценить что-либо и кого-либо самостоятельно. Таким образом, с развитием подобной системы восприятия окружающего, существование стопроцентных авторитетов становится маловозможным. Например, если 40 лет назад, дети в младших классах безоговорочно воспринимали слова учителя как единственно правильные, то в настоящее время критика со стороны детей вполне возможна (опять-таки, не обязательно открытое высказывание несогласия).

Екатерина, 30 лет: «Мне важно, чтобы ребенок уважал и слушал учителей, но при этом имел собственное мнение. И если я вижу, что ребенок приходит из школы и говорит какую-то глупость со слов учительницы, я объясняю ему, в чем учительница не права».  Лариса, 40 лет: «Раньше дети в младших классах учились у одного учителя в школе, но сейчас тенденция такова, что ребенок зачастую ходит и к репетитору, и на танцы, и в еще какие-то кружки и так далее, поэтому тем более для меня важно следить за тем, чему его учат и как».

Говоря о роли в воспитании детей детских садов и школ, нужно отметить, что её важность в советские времена стала результатом исторического развития Советского союза. Революция повлекла за собой не только изменения в обществе в целом, но и в семье в частности. Началось разрушение прежней формы семьи, а новые идеологические ценности ориентировали на отказ от семейной собственности, наследства, умаление роли отношений внутри семьи. На первый план вышло понятие «всеобщего равенства и братства», а вместе с тем появилось понятие «общественного воспитания», т.е. роль школ и т.п. стала признаваться чрезмерно важной. И на протяжении очень долгого периода времени одним из основных принципов советской семьи оставалась эта важность общественного воспитания. Так, например, даже в конце 80-х гг., детский участковый врач настаивал на том, что ребенок отстанет в развитии, если его не отдать в детский сад!

Тем не менее, некоторые молодые мамы отмечают, что в настоящее время родители стали меньше следить за здоровьем детей, и не только. Александра, 25 лет: «По-моему сейчас очень многие матери пускают всё на самотек – ну растет ребенок и растет. Нет какого-то достаточного понимания, что надо думать не о себе и своем комфорте, а о ребенке в первую очередь». Анна, 67 лет: «Меня зачастую возмущает, что молодые родители не занимаются детьми должным образом. Не воспитывают. Не прививают правильных ценностей». Да, сейчас так называемая либерализация воспитания зачастую путается с невоспитанностью (думаю, многие из нас не раз обращали внимание на довольно больших детей, которые кричат и бегают по салону общественного транспорта).  К тому же, Александра затронула очень важный момент: современные дети берут очень много информации из СМИ, точнее, просто из просмотра телевизора. «Ребенок к восьми годам знает столько, в том числе о своих правах и возможностях, что не больно-то что-то ему скажешь и укажешь», - говорит девушка. Да, действительно, сейчас маленькие дети зачастую проводят слишком большое количество времени перед экраном, что вредно не только физически, но и с точки зрения получения абсолютно не нужной и просто очень вредной информации. Однако, здесь нужно отметить, что регулировать поток информации для ребенка – это задача родителей. И вполне выполнимая задача. Клавдия, 70 лет: «Я была просто в шоке, когда маленький внук, придя в гости, выдал несколько совершенно нецензурных слов. Услышал по телевизору. Родители не следят, значит. Он-то и значения их не понимает… и в моё детство люди ругались, матерились, но такого не было».

 

Маша, 27 лет: «Прогресс берет своё. Как бы я ни старалась воспитывать ребенка так же, как моя бабушка воспитывала меня, это практически не возможно. Мой ребенок не ходит в сад, но я понимаю, что в первом классе он всё равно наберется много того, чему я его не учила, от своих сверстников». Можно привести еще массу примеров, демонстрирующих различия взглядов на воспитание детей «тогда» и «сейчас». Сложно говорить о том, какой стиль воспитания вернее, так как лет 50 назад существовавшие нормы воспитания считались самыми лучшими и верными, так же, как и нынешние нормы. Любое время диктует свои правила. Однако, самым весом преимуществом наших дней является свобода выбора в стиле воспитания детей, наличие различной информации для молодых родителей и отсутствие «диктатуры» государства (по сравнению с советским периодом). Поэтому, в итоге, всё зависит от родителей ребенка, от их сознательности и готовности относиться к воспитанию маленького человека с полной отдачей и серьёзностью.

 Дарья Лапотко,

журналист портала "103.by"

За помощью вы можете обратиться в следующие медицинские центры
Для online-консультации вы можете обратиться к следующим специалистам
Этот сайт использует cookies
Понятно