Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Как похвалить ребенка правильно?

27 февраля 2011 577

Для маленького ребенка, открывающего свой мир, интересно абсолютно все. Из всего он может сделать увлекательное приключение. Мытье посуды для него не просто унылая обязанность, а самая настоящая игра. Уборка квартиры, подметание полов, готовка пищи – все это малыш делает не потому, что ему потом скажут «спасибо», а потому, что это по-настоящему весело. Родители, видя старания своего чада, говорят ему «молодец» (нет, ну правда, как тут не похвалишь), бегут в магазин за новой игрушкой, которую передают в пухлые ручки своего малыша с объяснением, что это за то, что он то-то и то-то сделал замечательно. Мало-помалу в голове у ребенка складывается стереотип: делать надо, потому что за это похвалят. Да еще и игрушку подарят. А просто так оно и неинтересно совсем. Вот так мы, сами того не зная, убиваем в своем малыше жажду познания, бескорыстное стремление помогать.

Идет время, ребенок растет. Теперь взрослые не похвалят его за чисто съеденную тарелку каши, теперь надо сделать что-нибудь более серьезное. По мере взросления ребенка планка поднимается все выше и выше. И в один прекрасный момент ребенка прекращают вовсе хвалить. А раз нет похвалы, значит, нет и стимула, а, значит, не надо больше стремиться к покорению вершин самосовершенствования.

Желание получать поощрения остаются с человеком на всю жизнь. Их отсутствие приводит к потере самооценки, депрессии, утере смысла жизни.

Когда нас сравнивают

Когда нас сравнивают с другими, и сравнение идет не в нашу пользу, бывает больно. Несмотря на это наши родители искренне полагают, что сравнивая нас с другими, дают нам правильный педагогический урок. Когда мы маленькие, нас сравнивают с соседскими мальчиками и девочками. Когда подрастаем, сравнивают все с теми же мальчиками и девочками. Только степени сравнения с годами меняются. Если в детстве сравнивают оценки и степень послушания, то потом – размеры зарплат, количество нажитых жилых метров, количество машин… Если нас такие сравнения задевают, то почему мы позволяем себе их в отношении собственных детей?

За все время существования человечества пока ни один человек не родился похожим на другого. Один ребенок с детства склонен к занятиям музыкой; второй замечательно учит языки; третьему больше дается математика, чем гуманитарные предметы. Проводя параллели между разными детьми, мы тем самым обесцениваем старание. Наш ребенок может часами сидеть над физикой и быть средним по успеваемости, а соседскому достаточно будет пару раз в книгу посмотреть для того, чтобы написать контрольную на «отлично». Ставя своему ребенку в пример соседского, чего мы хотим достичь? Каковы бы ни были наши мотивы, хорошего мы все равно не добьемся. Ребенок все равно не прозреет, да и стараться больше не будет.

Психологи утверждают, что сравнение с другим человеком не вызывает желание подрожать лучшему, оно порождает нездоровое соперничество. А еще оно начисто отбивает желание заниматься теми видами деятельности, в которых достижение успеха не так очевидно.

Вырабатываем мотивацию

Мы, взрослые, очень часто забываем, что ребенок приобретает навыки не для того, чтобы нам угодить. Формируя у ребенка внешнюю мотивацию (сделал – получил похвалу), ни в коем случае нельзя подавлять мотивацию внутреннюю, которая в идеале и должна руководить развитием здоровой личности.

Отрицательные моменты

Знакомы ли вы с людьми, постоянно чувствующими себя непризнанными и обиженными? Знаете ли тех, кто на любое замечание срывается и впадает в ярость? Если да, то вы собственными глазами видели, к чему приводит отсутствие внутренней мотивации. Комментарии, так сказать излишни.

Хвалим по всем правилам

Говоря о том, что похвала может навредить, мы ни в коем случае не имели в виду, что ребенка не стоит хвалить вовсе. Стоит, и почаще. Главное, делать это правильно.

Психологи утверждают, что правильная похвала касается не личности в целом, а какого-то отдельного действия. «Сегодня ты вымыл тарелки чище, чем в прошлый раз». «Мне очень нравятся цвета, которые ты подобрал для этого рисунка». «Правильно: левый ботиночек надевают на левую ножку, а правый – на правую».

Когда-то много лет назад в Германии жил маленький мальчик. Несмотря на то, что малышу уже исполнилось три года, он даже и не думал начинать говорить. Его близкие – мамы и папы, бабушки и дедушки – даже не допускали мысли, что с ребенком что-то не так. Они радовались каждому его новому достижению, рассказывая всем вокруг, какой замечательный ребенок у них растет. И ребенок правда вырос замечательным. Исключительно потому, что его не забывали правильно хвалить. Сегодня мы знаем этого малыша под именем Альберт. Альберт Эйнштейн.

Ольга Минская,
журналист портала «103.by
»