24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

За врачебной маской: психотерапевт о пациентах, любви к работе и домашнему попугаю

Текст: Ирина Репина 1

Доктор о том, почему психотерапия одна их самых энергозатратных профессий. Как научиться бороться со стрессами и что делать, чтобы дружить с пациентами. Сегодня в гостях 103.by врач-психотерапевт 1 квалификационной категории, директор медицинского центра «ТЭС-терапия» Василий Ворошков.


Василий Владимирович Ворошков
врач-психотерапевт первой квалификационной категории,
директор медицинского центра «ТЭС-терапия»

Об учебе в институте


— В детстве я мечтал стать писателем, но волею судьбы пошел в медицинский. Среди родственников медиков не было, я первый. В институт поступил, когда мне было 17 лет. В таком возрасте еще слабо понимаешь, что тебе нужно. Но я до сих пор в профессии, и о выборе не жалею.

— Когда началась учеба, объем информации был огромный. На первом курсе учили физику, математику, химию, анатомию, философию. Последняя дисциплина мне, кстати, нравилась. До сих пор убежден, что она совершенно необходима врачу, но адаптированная к особенностям его профессии. 

Спать ложились в 3-4 часа утра. Доктору и его друзьям были ближе психология, тайны души человека и его внутренний мир. Ребята занимались в кружке на кафедре психиатрии. Приходилось подолгу сидеть в библиотеке, собирать знаниям по крупицам. После окончания института у молодого Ворошкова был год клинической интернатуры в Гомеле и работа по распределению в доме-интернате для душевнобольных. Парню было 24 года, но все сложные вопросы уже приходилось решать самому, не имея поддержки и помощи.


О службе в армии


На своей первой работе доктор Ворошков потрудился только 4 месяца. Затем ему неожиданно пришла повестка в военкомат. На душе было тревожно, призывников нередко отправляли в Афганистан. 

— Пришел я в военкомат, отправили в Киевский военный округ. Подошла очередь - зашел в кабинет. Подполковник спросил у меня, кто я такой. С испугу и ответил, мол, специалист по нервным и психическим болезням. Там как раз только ввели новую должность «врача-психиатра». Так я и оказался в 48-й учебно-танковой дивизии «Десна», очень похожей на ту, что у нас в Печах. Место, где я служил, в народе называлось «Остёр». Была такая поговорка: «Кто прошел через Остёр, тому не страшен и костер». 

Доктор вспоминает, что дисциплина была жесткой, требования — высокими. 

— Жилось сложно, интересно, скучать не приходилось. Коллеги-врачи были настоящими профессионалами, образцом для подражания, примером отношения к делу. До сих пор вспоминаю о них с теплотой.

— Начальник политотдела поручил ходить по всем частям и активно разбираться во всех возникающих психологических проблемах. Одновременно я должен был работать врачом в штате медсанбата с 9-и утра до 7-и часов вечера, иметь пять суточных дежурств и вести прием в поликлинике. С особым трепетом вспоминаю приход молодого пополнения раз в полгода. Однажды пришлось «посмотреть» 1400 человек. К концу дня у меня язык распух. Несмотря на молодость, начальство было довольно моей службой. За этот период случился один суицид, да и тот на полигоне. Я этого солдата не мог видеть, поэтому не мог предотвратить трагедию.

— Какой случай в медицинской практике был для Вас самым запоминающимся?   

— Таких случаев было много. В армию один раз привезли курсанта-прапорщика в коме. Сопровождающий фельдшер сказал, что ему, мол, родственники (а он сам из Грузии) привезли вчера какой-то дурман, и он от этого сейчас без сознания. У пациента же брадикардия, кожные покровы влажные… Опытному клиницисту уже всё ясно. Через полчаса я сказал реаниматору, что нужно ввести глюкозу с кофеином, и «на кончике иглы» больной сказал нам: «Здравствуйте».

Диабетик оказался. Скрыл диагноз, ввел себе инсулин и на учениях впал в кому. Вот как бывает.

Во время работы в дневном стационаре была у доктора пациентка с послеродовой депрессией. За ней приглядывала родная сестра. Амбулаторно команде профессионалов удалось вытащить пациентку из тяжелого и опасного для жизни состояния. Были случаи, когда выздоравливали пациенты, страдающие годами от неприятных и унизительных симптомов.


О психотерапии


Сегодня доктор занимается лечением различных форм зависимостей (алкогольной, никотиновой, пищевой), пограничных нервно-психических расстройств, депрессий, неврозов и расстройств адаптаций.

— Быть врачом нелегко. За годы работы я понял, чтобы быть эффективным психотерапевтом (и врачом вообще), нужно реагировать на чужую боль больше, чем на свою, нужно любить людей. Необходимо разобраться в своих собственных внутренних проблемах, чтобы не лечить пациентов от своих комплексов, что, к сожалению, случается. Нужно быть достаточно чувствительным, сопереживать, воспринимать, реагировать на душевное состояние человека. Это достоинство и недостаток профессии одновременно: психотерапевты, пропуская чужую боль через себя, тратят очень много душевной энергии и склонны к так называемому выгоранию.   

По мнению Василия Владимировича, его профессия — одна из самых энергозатратных. Далеко не всегда в обществе правильно понимается значимость и актуальность этой профессии.

— Встречаются случаи, когда пациент месяц не спит, высказывает суицидальные мысли, а его родные считают это капризом и блажью, мол, зачем тебе эти врачи, сам справишься, возьмешь себя в руки и всё. Такое отношение и подобные советы могут привести к трагедии. Примеров хватает. Бывает, что пациенты, имеющие психологические проблемы, обращаются к терапевтам, неврологам… Встречаются и те, кто идет к разного рода целителям и экстрасенсам, страдая и усугубляя свое состояние месяцами и даже годами. Когда, наконец, попадают к врачу-психотерапевту, получают реальную помощь.   

— Есть у меня знакомая, которая пережила три сильных психотравмы подряд. После чего у нее случилась первая паническая атака. Через два месяца, когда паника возникала у нее уже три раза в день, она, совершенно растерянная и обессиленная, обратилась ко мне. Перед этим две недели принимала сильный транквилизатор без всякого эффекта. После десятиминутного сеанса гипноза женщина избавилась от мучительных симптомов. Уже 13 лет у нее всё хорошо. К сожалению, такие чудо-эффекты возникают не всегда, и лечение может быть более длительным.

Доктор говорит, что в работе нужно быть спонтанным, афористичным, читать много не только профессиональной, но и художественной литературы, быть эрудированным человеком.

— Василий Владимирович, как вы отдыхаете от тяжелых в эмоциональном плане будней?

— В свое время я освоил и сейчас неплохо владею аутогенной тренировкой (нервно-мышечной релаксацией). Мне это в жизни и работе помогало многие сотни раз. Убежден, что этому нужно учить в школах и в вузах, а в медуниверситете тем более. За 10-15 минут можно снять накопленную многочасовую усталость. Стресс – это бич нашего времени. Постоянно слышишь: «Заболел после стресса, попал в больницу, не умея расслабляться и снимать напряжение». Это очень актуально для гипертоников, диабетиков, для всех, кто испытывает серьезное психоэмоциональное напряжение. Симптомы стресса снимают суррогатными способами с помощью алкоголя, никотина, переедания. Затем эти «лекарства» становятся хуже самой болезни, усугубляют проблемы и приходится лечиться от них.

— К сожалению, эмоциональная усталость не осознается человеком. Люди часто обращаются тогда, когда их чуть ли не под руки приводят к специалистам. Нужно помнить, что природа — лекарь. Нельзя пренебрегать возможностью отдохнуть, восстановить силы, реактивность нервной системы. Важна также поддержка семьи, близких и друзей, особенно в кризисные периоды жизни.

Доктор рассказывает, что любит выезжать за город и рыбачить. Причем, обожает рыбалку со спиннингом. Иногда совмещает ее с пешими прогулками по 5-10 километров в день. Это очень восстанавливает силы и отвлекает от будничных забот.


О друзьях и семье


— Со многими пациентами, которые обращались за помощью, сложились теплые, доверительные человеческие отношения. Это нельзя назвать дружбой в обычном смысле этого понятия. Зависимость от психотерапевта никому не нужна и даже вредна. Поэтому самый хороший результат, когда человек позитивно решает свои вопросы в кабинете доктора, а потом забывает о них и живет полноценной, интересной, творческой жизнью. Это конечная цель психотерапии.
Доктор рассказывает, что любит проводить время в кругу семьи. Жена у него педагог, обожает заниматься цветами и огородом на даче. Дочь сейчас учится в Белорусском государственном экономическом университете. 

— Недавно принесла домой попугая, теперь у нас есть домашний любимец, за которым ухаживаю большей частью я. Семья, родные и друзья – это моя опора в жизни. 

Фото: Анна Кулакевич

Этот сайт использует cookies
Понятно